«Пасхальный обряд. Христосование» — полотно, характерное для творчества Кустодиева. Для знатоков живописи во всем мире Кустодиев в первую очередь автор выдающихся произведений, рассказывающих о купеческой и крестьянской жизни дореволюционной России. Внимательный наблюдатель и талантливый художник, Кустодиев создал в своих работах настоящую энциклопедию купеческой жизни. Часто исследователи его творчества называют мастера «бытописателем русской провинции».
Картина была написана в 1916 году, в разгар Первой мировой войны. Но художник пишет яркое полотно, на котором нарядные краски сразу настраивают на праздничный лад. Перед зрителем предстает столовая купеческого дома, где умильно улыбающийся хозяин принимает поздравления от нарядно одетой супруги. По случаю праздника на ней атласное платье, на плечах — роскошная шаль с орнаментом из роз. Христосование — один из обязательных праздничных обрядов, троекратное приветствие с поцелуями, с торжественным возгласом «Христос воскресе!» и откликом на него «Воистину воскресе!» Купец держит в руке красное яйцо — символ Пасхи. В пасхальную неделю люди обменивались такими яйцами, зажиточные и богатые дарили друг другу стеклянные, фарфоровые, даже выточенные из полудрагоценных камней яйца. За купцом — богато накрытый стол. Тут и высокие куличи с бумажной розочкой наверху, и ослепительная творожная пасха, полная тарелка крашеных яиц, целая батарея бутылок с наливками и настойками, гусь, банка черной икры… Художнику удалось передать настроение главного православного праздника в небольшой, но запоминающейся работе.
«Пасхальный обряд. Христосование» исполнено темперой на бумаге, наклеенной на картон. Название «темпера» происходит от латинского temperare — смешивать. Так называют водяные краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея). Темпера была известна на Руси еще со времен раннего Средневековья и использовалась преимущественно в иконописи. Борис Михайлович Кустодиев часто обращался к этой технике и оставил потомкам немало эскизов декораций, костюмов и грима к спектаклям, а также много рисунков на свои любимые «купеческие» темы.