Борис Кустодиев известен яркими полотнами с многолюдным народными празднествами и русскими красавицами: «Масленица», «Ярмарка», «Гуляние на Волге», «Купчиха за чаем», «Русская Венера». Однако среди его работ есть и монохромные психологические портреты — такие, как «Портрет дамы в интерьере».
Портрет дамы в интерьере
Время создания
1925 год
Размер
31x27 см
Техника
Бумага, акварель, графитный карандаш
1
Открыть в приложении#1
Кустодиев Б.М.
Портрет дамы в интерьере
#2
#4
Кустодиев-портретист
#3
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 год. Источник: wikipedia.org
Талант Кустодиева как портретиста проявился ещё в начале 1900-х годов. Тогда юный художник помогал своему учителю, Илье Репину, писать масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». В то время он начал разрабатывать своеобразный тип этого жанра — портрета-картины, в котором герой и окружающая его действительность равноправны.
#5
К этому типу относится и портрет детской писательницы Елены Верейской. Она сидит на изысканной кушетке-рекамье, задрапированной тканью с витиеватым узором, а на стене висит натюрморт в светлых тонах.
Картину художник написал в 1925 году, когда была опубликована первая повесть Верейской «Серёжка в деревне». Сам Кустодиев в это время был уже тяжело болен, не мог ходить, но продолжал работать, подъезжая к мольберту на специальной коляске.
#6
Фёдор Шаляпин отзывался о нём:
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».
#7
Елена была супругой художника Георгия Верейского. С Кустодиевым они дружили семьями. В тот же 1925 год Георгий Верейский написал портрет супруги Бориса Кустодиева — Юлии.
#9
Техника
#8
Портрет Верейской Кустодиев писал свинцовым карандашом. Это старинный вид рисовальных принадлежностей — вместо графитового стержня использовалась свинцовая проволока, прикреплённая к деревянной палочке. Такой карандаш брали для эскизов под масляные краски и темперу, поскольку он оставлял тонкий неброский след, который почти не стирался.
#10
Биограф Кустодиева, искусствовед Всеволод Войнов писал: «Случайностям угля Кустодиев начинает предпочитать ясность и определенность свинцового карандаша, позволяющего добиваться тончайших нюансов светотени». Угольный карандаш в портрете тоже использован — им художник изобразил платье писательницы.
Уголь прекрасно растушёвывался, и Кустодиев отразил им игру света и тени на складках ткани. Натюрморт на стене художник раскрасил цветными карандашами. Подобной комбинацией инструментов он пользовался часто, например, свинцом и цветными карандашами написан портрет дочери художника — Ирины Кустодиевой.
#11
Портрет Елены Верейской находился в Художественной галерее Фонда поколений Ханты Мансийского автономного округа с 2001 года. Через 10 лет его передали в коллекцию Государственного художественного музея Ханты-Мансийска.
#12
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет дамы в интерьере
Время создания
1925 год
Размер
31x27 см
Техника
Бумага, акварель, графитный карандаш
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться