В художественной коллекции Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева хранится одна из ранних работ художника — портрет «Мужчина у окна».
Молодой Кустодиев (художнику всего 18 лет) изобразил старшего друга Николая Петровича Протасова стоящим у окна. Умное, чуть грустное лицо и часть фигуры выхвачены из полутьмы комнаты светом, проникающим через окно. Небольшой портрет, выполненный в спокойных, неярких тонах, интересен как пример творчества будущего великого художника, в 1896 году покинувшего Астрахань и поступившего на Высшие художественные курсы при Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург).
Николай Петрович Протасов (1865–1941) — астраханский художник-любитель, иллюстратор. Протасов страстно увлекся живописью, окончил Реальное училище в Астрахани, где преподавал рисование Павел Алексеевич Власов. Протасов оформил альбом фотографа Климашевской С.И., участвовал в создании нескольких серий открыток Владимира Александровича Сергеева, посвященных Астрахани. Член Астраханского художественного кружка, организованного Павлом Власовым, друг семьи Кустодиевых, Протасов на протяжении многих лет вел переписку с Борисом Михайловичем, сообщая обо всех наиболее значимых событиях в культурной жизни города, в которой принимал самое деятельное участие.
Картины Протасова-художника имеются в Астраханской картинной галерее, а также входят в коллекцию изобразительного искусства Астраханского музея-заповедника. Художника с юности привлекала тема развития рыбных промыслов в городе и окрестностях. Благодаря его творчеству можно и сегодня увидеть рыбацкие будни XIX века.
В 1920 году Николай Петрович стал преемником Павла Михайловича Догадина, директора и хранителя собрания картинной галереи, и руководил ею вплоть до 1939 года. Именно под руководством Протасова в 1921 году коллекция была перемещена из дома Павла Догадина в залы особняка бывшего городского головы Ивана Николаевича Плотникова. Благодаря Протасову в галерее шла активная работа по пополнению фондовых коллекций живописными произведениями авангарда, коллекцией гравюр Ивана Акимовича Репина, западноевропейским фарфором. В собрании музеев хранятся также агитационные плакаты, автором которых является Николай Петрович Протасов.