Автор портрета Борис Кустодиев учился в Петербургской Академии художеств у самого Ильи Репина, который возлагал на ученика большие надежды. Уже в начале 1900-х годов Кустодиев получил известность как портретист. В 1901 году Репин пригласил своего лучшего ученика участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Молодой художник написал 25 портретных этюдов и правую часть холста. Позднее Кустодиев захотел уйти от репинского реализма и начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
На портрете изображен Николай фон Мекк — представитель династии «железнодорожных королей», которая выдвинулась в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» в 1860–1870-х годах. Николай успешно продолжил дело своего отца — развитие в России сети железных дорог — и стал видным промышленником. Без специального инженерного образования он на практике овладел всеми тонкостями нового для себя занятия. Начал с основ: поработал кочегаром в депо, конторщиком, машинистом. Николай фон Мекк был бессменным председателем правления Московско-Казанской железной дороги. Благодаря ему протяженность дороги возросла более чем в десять раз.
Семья фон Мекк покровительствовала отечественным музыкантам и художникам. Мать Николая Надежда Филаретовна была меценаткой Петра Чайковского. Благодаря ее финансовой поддержке композитор смог оставить занятия в консерватории и сосредоточиться на сочинении музыки. Николай фон Мекк был женат на Анне Давыдовой из известного дворянского рода декабристов, племяннице Чайковского. Чайковский присутствовал на их свадьбе и впоследствии любил бывать у Мекков в гостях в Москве и в имении Копылово. Также он коллекционировал картины и был знаком со многими известными художниками. Много лет помогал Михаилу Врубелю, большинство произведений которого хранилось в коллекции фон Мекков.
Николай фон Мекк изображен сидящим за столом в старинном кресле, украшенном скульптурой. Перед ним разложены чертежи. Руки свободно раскинуты, правая уходит за край холста. Задняя стена сплошь увешана картинами, которые не вмещаются в рамки портрета. На высокой стойке видна нижняя часть прекрасной старинной вазы. Такая «кадровость», срезанность композиции вызывает ощущение живого присутствия героя.
На портрете изображен Николай фон Мекк — представитель династии «железнодорожных королей», которая выдвинулась в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» в 1860–1870-х годах. Николай успешно продолжил дело своего отца — развитие в России сети железных дорог — и стал видным промышленником. Без специального инженерного образования он на практике овладел всеми тонкостями нового для себя занятия. Начал с основ: поработал кочегаром в депо, конторщиком, машинистом. Николай фон Мекк был бессменным председателем правления Московско-Казанской железной дороги. Благодаря ему протяженность дороги возросла более чем в десять раз.
Семья фон Мекк покровительствовала отечественным музыкантам и художникам. Мать Николая Надежда Филаретовна была меценаткой Петра Чайковского. Благодаря ее финансовой поддержке композитор смог оставить занятия в консерватории и сосредоточиться на сочинении музыки. Николай фон Мекк был женат на Анне Давыдовой из известного дворянского рода декабристов, племяннице Чайковского. Чайковский присутствовал на их свадьбе и впоследствии любил бывать у Мекков в гостях в Москве и в имении Копылово. Также он коллекционировал картины и был знаком со многими известными художниками. Много лет помогал Михаилу Врубелю, большинство произведений которого хранилось в коллекции фон Мекков.
Николай фон Мекк изображен сидящим за столом в старинном кресле, украшенном скульптурой. Перед ним разложены чертежи. Руки свободно раскинуты, правая уходит за край холста. Задняя стена сплошь увешана картинами, которые не вмещаются в рамки портрета. На высокой стойке видна нижняя часть прекрасной старинной вазы. Такая «кадровость», срезанность композиции вызывает ощущение живого присутствия героя.