С 1892 по 1899 год Сергей Тимофеевич Конёнков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были профессора С.И. Иванов и С.М. Волнухин, близкие к передвижникам скульпторы. Сергей Конёнков стал один из самых талантливых и одаренных студентов Училища. Программа обучения, рассчитанная на 5 лет, была освоена молодым скульптором почти за два с половиной года. Но по совету своих преподавателей, он продолжил учебу и окончил Училище с Большой серебряной медалью. В числе лучших учеников Сергей Конёнков был награжден поездкой за границу.
В экспозиции Смоленского музея представлен один из вариантов работы «Читающий татарин», созданной в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Им подробно проработаны фигура и лицо старика, верно схвачен характер.
Это жанровая композиция, которую отличает литературная повествовательность сюжета. Такие произведения были присущи русской скульптуре конца XIX века.
Сергей Конёнков изображает старика-мусульманина за чтением Корана. Выражение лица сосредоточенное, задумчивое. Старик полностью погружен в чтение. Он сидит на коврике в привычной для мусульманина позе со скрещенными ногами, правой рукой опирается на колено, в левой — раскрытая книга.
На старике халат, тюбетейка с орнаментом, но ногах — высокие сапоги. Молодой скульптор подчеркивает, что этот старик беден: ветхий халат, поношенные, дырявые сапоги. Неслучайно подчеркиваются именно эти детали. Но главное, в этой работе отражено состояние человека, обладающего богатым духовным миром. Глубочайшая погруженность в чтение передается скульптором очень достоверно и реалистично.
Ответ на тревожный, неотступный вопрос старик стремится обнаружить на страницах раскрытой книги, на его лице можно уловить целую гамму чувств. Скульптор старается показать присущую времени жажду духовности, поиск истины, смысла бытия. Характерны поза татарина, жест его правой руки. Красота лица человека, углубленного в чтение, ритмизованная композиция «творят» убедительный образ.
Ответ на тревожный, неотступный вопрос старик стремится обнаружить на страницах раскрытой книги, на его лице можно уловить целую гамму чувств. Скульптор старается показать присущую времени жажду духовности, поиск истины, смысла бытия. Характерны поза татарина, жест его правой руки. Красота лица человека, углубленного в чтение, ритмизованная композиция «творят» убедительный образ.
Работа Сергея Конёнкова была представлена на ХVIII выставке произведений учеников Московского Училища живописи, ваяния и зодчества под названием «За Кораном». Когда скульптор передавал в дар Смоленскому музею гипсовый вариант этой работы, то предложил другое название: «Читающий татарин».