Многие портреты по представлению — это запечатленные повести о драматических переживаниях человека-творца, о страданиях и радостях людей с высокими душевными побуждениями. Именно таков «Портрет М.П. Мусоргского».
М.П. Мусоргский — один из самых известных русских композиторов XIX века. Род Мусоргских очень древний, ведущий начало от Рюрика. Трудно найти в истории музыки другого композитора с такой трудной и печальной судьбой. По семейной традиции, Модест должен был стать офицером, но он быстро вышел в отставку, потому что музыка захватила его целиком. Он сблизился с молодыми талантливыми композиторами Н.А. Римским — Корсаковым, Ц.А. Кюи, М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, которые вскоре стали называть себя «Могучей кучкой». Творческая атмосфера, занятия музыкой, помощь и поддержка новых друзей изменили его жизнь. Он начал писать музыку и оперную, и вокальную. Но главное дело его жизни — опера «Борис Годунов», над которой он работал долгих четыре года. Бедственная жизнь, постоянная нехватка денег, болезнь подорвали его здоровье.
М.П. Мусоргский — один из самых известных русских композиторов XIX века. Род Мусоргских очень древний, ведущий начало от Рюрика. Трудно найти в истории музыки другого композитора с такой трудной и печальной судьбой. По семейной традиции, Модест должен был стать офицером, но он быстро вышел в отставку, потому что музыка захватила его целиком. Он сблизился с молодыми талантливыми композиторами Н.А. Римским — Корсаковым, Ц.А. Кюи, М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, которые вскоре стали называть себя «Могучей кучкой». Творческая атмосфера, занятия музыкой, помощь и поддержка новых друзей изменили его жизнь. Он начал писать музыку и оперную, и вокальную. Но главное дело его жизни — опера «Борис Годунов», над которой он работал долгих четыре года. Бедственная жизнь, постоянная нехватка денег, болезнь подорвали его здоровье.
В портрете, выполненным С. Конёнковым находит блестящее пластическое воплощение тема противоборства, острого столкновения высоких страстей, близкая музыке Мусоргского.
Энергичный ритм композиции основан на резких переходах. Рядом с бурным потоком волос — спокойная гладь лица, голова композитора опущена, в то же время основные линии портретного силуэта устремлены вверх. Кажется, что музыкант сейчас поднимет голову и сбросит с себя бремя страстей.
Драматическое действие разворачивается в бюсте Мусоргского. Склонив могучую буйную голову, композитор глубоко и тяжело задумался. В его размышлениях есть невысказанная горечь, угнетение больших чувств, но этот человек не сломлен.
Когда скульптор работал над портретом Мусоргского, его вела музыка композитора. Эту музыку Сергей Конёнков узнал и полюбил еще в годы молодости, когда в Москве в Мамонтовском театре впервые услышал оперу «Борис Годунов», в которой блистал молодой Федор Шаляпин.
Множество раз и в России, и в США слушал Сергей Тимофеевич «Бориса Годунова», а потом и «Хованщину», и всякий раз эта музыка потрясала его.
Сильные образы, яркие картины народной жизни в этих операх великолепно передавалась характером самой музыки композитора. Конёнковский портрет Модеста Петровича Мусоргского — это стихия русского духа, сила народной музыки.