Сергею Тимофеевичу Конёнкову посчастливилось вживую увидеть Л.Н. Толстого. Вот как он вспоминает о своих трех встречах:
Портрет Л.Н. Толстого
Время создания
1953
Размер
88x106x47 см
Техника
мрамор
Коллекция
0
Открыть в приложении#3
#2
Все три встречи случились в пору учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В первый год моей жизни в Москве в ясный день поздней осени я увидел Толстого на Волхонке возле величественного здания Музея изящных искусств. Я не мог оторвать взгляда от человека, о котором так много слышал… Человек, создавший «Войну и мир», «Анну Каренину», шел среди многих прохожих в легком пальто, в черной шапочке. Мне трудно назвать дату второй встречи. Это было зимой. В этот год я часто посещал театр «Скоморох». Однажды у входа в театр я столкнулся с Львом Николаевичем. Тогда он мне показался настоящим русским мужиком, только графского происхождения. И, наконец, особенно памятная мне, третья встреча. Чудесный весенний день. Я пришел в мастерскую Паоло Трубецкого. В мастерскую вошел Лев Николаевич. Я тут же попросил у Трубецкого на итальянском остаться в мастерской, чтобы тоже лепить Толстого. Я жадно вглядывался в его такое глубоко русское лицо, озаренное потоком непрерывных мыслей…
#1
В 1953 году Сергей Тимофеевич посещает имение Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
Из воспоминаний С.Т. Конёнкова об этой поездке:
#4
Дом великого сына земли русской поразил меня величавой простотой. Уезжал потрясенный. Вскоре моя мастерская наполнилась эскизами и пробами. Пророческий дух Толстого овладел мною: Толстой в мраморе 1953 года — одна из «проб пера» на тему «Лев Толстой».
#5
Для Конёнкова Толстой — художник, мыслитель, философ, он чувствовал и его крепкую связь с народом, с землей, его простоту. Таким и изобразил писателя– решительным и суровым, он созвучен этому тревожному миру и стремится разделить тяготы и сложности человеческой жизни.
Внешний облик писателя в этой работе несколько напоминает уже известные изображения Толстого, особенно его портрет кисти И.Е. Репина. Но общее истолкование образа Л.Н. Толстого, бесспорно, имеет оригинальную, чисто конёнковскую окраску. Скульптор показал великого писателя, прежде всего как мудреца, провидца, исполина русского духа. Это — «глыба», «матерый человечище», как говорил о Толстом В.И. Ленин. И чтобы это подчеркнуть скульптор не случайно выбирает материал для работы камень — мрамор. Поразительно, как при изображении головы Толстого Конёнкову удалось сочетать портретную точность, очевидную национальную характерность и черты классических изображений пророков, потрясающих безграничной силой и мощью своего духа.
Внешний облик писателя в этой работе несколько напоминает уже известные изображения Толстого, особенно его портрет кисти И.Е. Репина. Но общее истолкование образа Л.Н. Толстого, бесспорно, имеет оригинальную, чисто конёнковскую окраску. Скульптор показал великого писателя, прежде всего как мудреца, провидца, исполина русского духа. Это — «глыба», «матерый человечище», как говорил о Толстом В.И. Ленин. И чтобы это подчеркнуть скульптор не случайно выбирает материал для работы камень — мрамор. Поразительно, как при изображении головы Толстого Конёнкову удалось сочетать портретную точность, очевидную национальную характерность и черты классических изображений пророков, потрясающих безграничной силой и мощью своего духа.
читать дальшескрыть
Портрет Л.Н. Толстого
Время создания
1953
Размер
88x106x47 см
Техника
мрамор
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться