Леший
Время создания
1910-е годы
Размер
225х80х55 см
Техника
Дерево, резьба, камень, кость
5
Открыть в приложении#1
Коненков С. Т.
Леший
#4
#2
Сергей Коненков (1874–1971) вошел в историю как один главных скульпторов ХХ века, «русский Роден», оригинальный мыслитель и мистик. Он прожил долгую и удивительную жизнь. Крестьянский сын, через всю жизнь пронесший любовь к родной Смоленщине, в Москве он старательно создавал себе репутацию художника из народа, картинками которого односельчане обклеивали стены изб. Интерес к русской старине и народной стихии многое значил в контексте культуры Серебряного века. Достаточно вспомнить, какой популярностью пользовались стихи еще одного выходца из крестьянской среды — поэта Сергея Есенина.
#8
Художественному мастерству Коненков учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а затем в петербургской Академии художеств. Первым шедевром скульптора считается его дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» 1902 года, которая показалась академикам чересчур революционной и была уничтожена. Зато репродукция этого произведения появилась в журнале «Мир искусства» и в дальнейшем сослужила Коненкову хорошую службу.
Над знаменитой «лесной серией», к которой и принадлежит работа «Леший» («Рогатый леший»), скульптор работал в 1910-х годах. Это двухметровая статуя с настоящими костяными рогами. В славянской мифологии леший был хозяином леса. В одних легендах он предстает как нечистая сила, в других — как дух-проказник, который никогда не будет вредить человеку просто так.В Дагестан скульптура попала из фондов Третьяковской галереи в конце 1920-х.
#9
О скульптуре
#7
Глаза «Лешего» сделаны из натурального камня. Однако Коненков редко использовал в своей работе привнесенные извне детали, чтобы не нарушать ритуал общения с деревом. Он был одним из первых скульпторов, обратившихся к этому материалу, и предпочитал работать с необработанными обрубками, пнями и чурбаками. Из-под его резца выходили древние славянские божества, сказочные персонажи, хтонические чудища и герои русского народного эпоса.
#6
Современников «лесная серия» поразила необычным сочетанием фольклорной образности с пластическими находками античной скульптуры. Параллельно с «лесным» Коненков работал над не менее известным «греческим циклом», добиваясь синтеза двух мощных художественных традиций — античной и древнерусской.
Поэт и философ Вячеслав Иванов с восторгом отмечал, что творчество Коненкова «пропитано отблеском давно отгоревших костров перед идолищем деревянных Перунов и Велесов Древней Руси, лесов и болот». Сам же Коненков писал, что «наш народ с незапамятных пор жил среди необъятного лесного океана. Недаром с лесом у нас связано столько песен, преданий, сказок, пословиц, поговорок, загадок… Я люблю лес и с юношеских, а вернее, с отроческих лет работаю с ним».
Поэт и философ Вячеслав Иванов с восторгом отмечал, что творчество Коненкова «пропитано отблеском давно отгоревших костров перед идолищем деревянных Перунов и Велесов Древней Руси, лесов и болот». Сам же Коненков писал, что «наш народ с незапамятных пор жил среди необъятного лесного океана. Недаром с лесом у нас связано столько песен, преданий, сказок, пословиц, поговорок, загадок… Я люблю лес и с юношеских, а вернее, с отроческих лет работаю с ним».
#10
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Леший
Время создания
1910-е годы
Размер
225х80х55 см
Техника
Дерево, резьба, камень, кость
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться