Алексей Саврасов создал свою самую известную картину «Грачи прилетели» в 1871 году. Она так полюбилась публике, что позже художник не раз воспроизводил этот сюжет. Первая версия полотна хранится в Государственной Третьяковской галерее. Во Владивосток же прибыло одно из авторских повторений, которое принадлежит Нижегородскому Художественному Музею — оно было создано спустя 8 лет, в 1879 году.
Сюжет обеих картин во многом перекликается. Художник показал раннюю весну на окраине деревушки: высокое небо, подтаявшие проталины, стайку галдящих грачей, которые деловито мостятся на березах. Этот вид Алексей Саврасов подсмотрел в Молвитино — поволжской деревушке неподалеку от Костромы. Его привлек этот неброский пейзаж с потемневшими избами и старинной церковью Воскресения Христова XVII века: сама церковь с куполами спряталась за деревьями, а зрителю хорошо видна каменная шатровая колокольня. Именно в этих местах Саврасов создал первые этюды для «Грачей» — и позже, уже в мастерской, завершил картину на их основе.
Между картиной «Грачи прилетели» 1871 года и этим вариантом 1879 года есть существенные различия. По размеру вторая картина немного шире: за счет этого изображение стало слегка «приземистее». Изменился и колорит: вместо светлых, по-зимнему свежих красок, Саврасов выбрал теплые и приглушенные тона. Они наделили работу другим настроением: первое полотно показало радость пробуждения природы, второе же передало более позднюю, уже потеплевшую весну.
Сюжет обеих картин во многом перекликается. Художник показал раннюю весну на окраине деревушки: высокое небо, подтаявшие проталины, стайку галдящих грачей, которые деловито мостятся на березах. Этот вид Алексей Саврасов подсмотрел в Молвитино — поволжской деревушке неподалеку от Костромы. Его привлек этот неброский пейзаж с потемневшими избами и старинной церковью Воскресения Христова XVII века: сама церковь с куполами спряталась за деревьями, а зрителю хорошо видна каменная шатровая колокольня. Именно в этих местах Саврасов создал первые этюды для «Грачей» — и позже, уже в мастерской, завершил картину на их основе.
Между картиной «Грачи прилетели» 1871 года и этим вариантом 1879 года есть существенные различия. По размеру вторая картина немного шире: за счет этого изображение стало слегка «приземистее». Изменился и колорит: вместо светлых, по-зимнему свежих красок, Саврасов выбрал теплые и приглушенные тона. Они наделили работу другим настроением: первое полотно показало радость пробуждения природы, второе же передало более позднюю, уже потеплевшую весну.