Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища Нижегородского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Грачи прилетели

Время создания
1879
Место создания
Россия
Размер
62x49,5 см
Техника
холст, масло
19
Открыть в приложении
#1
Алексей Саврасов
Грачи прилетели
#2
Алексей Саврасов создал свою самую известную картину «Грачи прилетели» в 1871 году. Она так полюбилась публике, что позже художник не раз воспроизводил этот сюжет. Первая версия полотна хранится в Государственной Третьяковской галерее. Во Владивосток же прибыло одно из авторских повторений, которое принадлежит Нижегородскому Художественному Музею — оно было создано спустя 8 лет, в 1879 году.
 
Сюжет обеих картин во многом перекликается. Художник показал раннюю весну на окраине деревушки: высокое небо, подтаявшие проталины, стайку галдящих грачей, которые деловито мостятся на березах. Этот вид Алексей Саврасов подсмотрел в Молвитино — поволжской деревушке неподалеку от Костромы. Его привлек этот неброский пейзаж с потемневшими избами и старинной церковью Воскресения Христова XVII века: сама церковь с куполами спряталась за деревьями, а зрителю хорошо видна каменная шатровая колокольня. Именно в этих местах Саврасов создал первые этюды для «Грачей» — и позже, уже в мастерской, завершил картину на их основе.
 
Между картиной «Грачи прилетели» 1871 года и этим вариантом 1879 года есть существенные различия. По размеру вторая картина немного шире: за счет этого изображение стало слегка «приземистее». Изменился и колорит: вместо светлых, по-зимнему свежих красок, Саврасов выбрал теплые и приглушенные тона. Они наделили работу другим настроением: первое полотно показало радость пробуждения природы, второе же передало более позднюю, уже потеплевшую весну.
#6
Нажмите на изображение, чтобы сравнить версии 1871 и 1879 годов. 
#5
Особое внимание художник уделил изображению снега. Присмотревшись к картине, можно увидеть, что он написал белый снег самыми разными оттенками: серыми, коричневыми, голубоватыми, золотистыми.
#3
#9
Такой подход вырос из внимательного наблюдения за природой. Мастер считал, что по-настоящему хорошую картину можно создать, лишь изучая окружающий мир. Своим ученикам он говорил: 
«Ступайте в природу, там — красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником»
— Алексей Саврасов
#7
В 1870-е Алексей Саврасов часто путешествовал по провинции. В отличие от современников, в основном любивших идеальные виды Италии, мастер любовался неброскими пейзажами России. Именно в его творчестве впервые раскрылась красота пасмурного неба, талого снега, грязных сельских дорог. Он сумел разглядеть поэзию там, где до него ее почти никто не замечал — поэтому «Грачи» стали важной вехой в истории искусства.

Это отметил ещё Исаак Левитан, написав, что Саврасов «…сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Грачи прилетели

Время создания
1879
Место создания
Россия
Размер
62x49,5 см
Техника
холст, масло
19
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Саврасов А.К. Коллекция работ

У иконы. Богомольцы
У иконы. Богомольцы
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Зима. Иней
Зима. Иней
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Избушка со старым дубом
Избушка со старым дубом
Художественный музей Алтайского края
Акварель «Швейцарское озеро»
Акварель «Швейцарское озеро»
Муромский историко-художественный музей
Сокольники
Сокольники
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва
Пейзаж с церковью
Пейзаж с церковью
Музей В.А. Тропинина
Оттепель (К весне)
Оттепель (К весне)
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Рожь
Рожь
Ростовский музей изобразительных искусств
Начало весны
Начало весны
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Стог
Стог
Брянский областной художественный музей
Лунная ночь. Болото
Лунная ночь. Болото
Серпуховский историко-художественный музей
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж
Государственный художественный музей Югры
На Волге
На Волге
Музей изобразительных искусств Татарстана
Летний пейзаж. Сосны
Летний пейзаж. Сосны
Ярославский художественный музей
Липы у реки
Липы у реки
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Вечер
Вечер
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Кутузовская изба в Филях
Кутузовская изба в Филях
Государственный музей Л.Н. Толстого
Мельница. Этюд
Мельница. Этюд
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Сельский вид с болотцем
Сельский вид с болотцем
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Весенний мотив
Весенний мотив
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%