Илья Машков стал известен как мастер натюрморта. Во второй половине 1920-х годов художник начал говорить о том, что мечтает создать «настоящую революционную картину». Его главной творческой задачей стало передать с помощью натюрморта актуальные социалистические идеи.
«Я чувствовал, что наступила пора приступить к работе над собой как над человеком — общественником и художником, что надо стремиться воплощать в искусстве те идеи, во имя которых живет и борется лучшая часть человечества», — писал Машков в автобиографии.
Самым парадоксальным произведением этого жанра стал его концептуальный натюрморт «Привет XVII съезду ВКП (б)». Это полотно, будучи «социалистическим по содержанию», напоминает лубочные вывески, народное декоративно-прикладное искусство, и по яркому колориту, и по композиции. Хорошо знакомый с искусством народной вывески, представляющей товар лицом, Машков выстроил композицию натюрморта по принципу пирамиды, в которой скульптурные бюсты заменяют предметы гастрономии.
Абсолютная симметрия расположения бюстов вождей и огромных ситцевых цветов отсылает к архаическим алтарным композициям и праздничному убранству сельского храма, где букеты, рушники и бумажные розаны сочетаются с образами. Пространство, украшенное цветами, вероятно, отражает идею мирового расцвета и изобилия.
Впервые официальное определение социалистического реализма появилось в Уставе Союза писателей СССР, принятом на Первом съезде СП:
«Я чувствовал, что наступила пора приступить к работе над собой как над человеком — общественником и художником, что надо стремиться воплощать в искусстве те идеи, во имя которых живет и борется лучшая часть человечества», — писал Машков в автобиографии.
Самым парадоксальным произведением этого жанра стал его концептуальный натюрморт «Привет XVII съезду ВКП (б)». Это полотно, будучи «социалистическим по содержанию», напоминает лубочные вывески, народное декоративно-прикладное искусство, и по яркому колориту, и по композиции. Хорошо знакомый с искусством народной вывески, представляющей товар лицом, Машков выстроил композицию натюрморта по принципу пирамиды, в которой скульптурные бюсты заменяют предметы гастрономии.
Абсолютная симметрия расположения бюстов вождей и огромных ситцевых цветов отсылает к архаическим алтарным композициям и праздничному убранству сельского храма, где букеты, рушники и бумажные розаны сочетаются с образами. Пространство, украшенное цветами, вероятно, отражает идею мирового расцвета и изобилия.
Впервые официальное определение социалистического реализма появилось в Уставе Союза писателей СССР, принятом на Первом съезде СП: