Тематический натюрморт «Советские хлебы» Илья Машков написал в 1936 году в двух вариантах. Один из них представлен в экспозиции Волгоградского музея, а второй находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
К этой теме Машков обращался и раньше. В Русском музее хранится работа «Хлебы. Натюрморт» 1913 года, а в Третьяковской галерее — картина «Снедь московская. Хлебы» 1924 года.
Прототипом натюрморта «Советские хлебы» были уличные лубочные вывески, которые пекари вывешивали у своих лавок или в торговых рядах.
Картина «Советские хлебы» символизирует изобилие, богатство и могущество нового советского государства. Сам холст переполнен огромным количеством хлебобулочных изделий: булок, батонов, кренделей, баранок, тортов и пирожных. В стране, только что пережившей страшный голод, такой натюрморт можно было сравнить разве что с иконой.
Массовый голод в 1931 и 1932 годах исследователи считают последствием принудительных хлебозаготовок 1929 года и коллективизации, создавших дефицит продовольствия на селе. Ускоренная индустриализация требовала средств, основным источником которых стал зерновой экспорт. Для крестьянских хозяйств устанавливались невыполнимые задания по хлебосдаче.
Натюрморт отличается подчеркнутой декоративностью, гиперреалистичностью. Машков написал эту работу мелкими аккуратными мазками. Колорит картины сдержанный, в отличие от более ранних работ мастера, в которых он экспериментировал с цветом и обращался к фовизму и сезаннизму.
Характерными чертами стиля фовизм были динамичность рисунка, спонтанность, яркие и чистые цвета, сопоставление контрастных плоскостей. Работам сезаннистов, в свою очередь, были свойственны контрастные цвета, упрощенные геометрические формы, совмещение нескольких точек зрения на объекты.
Гимн счастливой, грандиозной и масштабной советской жизни в 1930-х годах стал практически самостоятельным живописным жанром. Но при всей серьезности отношения к теме и торжественности изображаемого «Советские хлебы» оставляют впечатления веселого зрелища.
Это полотно искусствоведы называют картиной-мифом, наивным и искренним полотном, которое невозможно всерьез воспринимать как государственный заказ.
К этой теме Машков обращался и раньше. В Русском музее хранится работа «Хлебы. Натюрморт» 1913 года, а в Третьяковской галерее — картина «Снедь московская. Хлебы» 1924 года.
Прототипом натюрморта «Советские хлебы» были уличные лубочные вывески, которые пекари вывешивали у своих лавок или в торговых рядах.
Картина «Советские хлебы» символизирует изобилие, богатство и могущество нового советского государства. Сам холст переполнен огромным количеством хлебобулочных изделий: булок, батонов, кренделей, баранок, тортов и пирожных. В стране, только что пережившей страшный голод, такой натюрморт можно было сравнить разве что с иконой.
Массовый голод в 1931 и 1932 годах исследователи считают последствием принудительных хлебозаготовок 1929 года и коллективизации, создавших дефицит продовольствия на селе. Ускоренная индустриализация требовала средств, основным источником которых стал зерновой экспорт. Для крестьянских хозяйств устанавливались невыполнимые задания по хлебосдаче.
Натюрморт отличается подчеркнутой декоративностью, гиперреалистичностью. Машков написал эту работу мелкими аккуратными мазками. Колорит картины сдержанный, в отличие от более ранних работ мастера, в которых он экспериментировал с цветом и обращался к фовизму и сезаннизму.
Характерными чертами стиля фовизм были динамичность рисунка, спонтанность, яркие и чистые цвета, сопоставление контрастных плоскостей. Работам сезаннистов, в свою очередь, были свойственны контрастные цвета, упрощенные геометрические формы, совмещение нескольких точек зрения на объекты.
Гимн счастливой, грандиозной и масштабной советской жизни в 1930-х годах стал практически самостоятельным живописным жанром. Но при всей серьезности отношения к теме и торжественности изображаемого «Советские хлебы» оставляют впечатления веселого зрелища.
Это полотно искусствоведы называют картиной-мифом, наивным и искренним полотном, которое невозможно всерьез воспринимать как государственный заказ.