Творчество Алексея Кондратьевича Саврасова тесно связано с этапом становления русской пейзажной живописи, который проходил во второй половине XIX века. Художникам, работающим в этом жанре, приходилось быть в каком-то смысле первооткрывателями в своей области, искать новые средства выражения, отличные от академичной манеры, которая господствовала в искусстве этого периода.
Саврасов стал основоположником школы русского пейзажа, стилистически решенного в традициях реализма. Вершина его творчества — картина «Грачи прилетели», написанная в 1871 году. Значение этой работы трудно переоценить — в ней нашло отражение то, над чем долго работал живописец, оттачивая свое мастерство: реалистичный пейзаж, проникнутый глубокой духовностью, искренностью и лиризмом.
Созданию полотна предшествовала целая серия не менее замечательных картин, одна из которых — «Пейзаж с избушкой». К этому моменту к Саврасову уже пришло понимание его пути в искусстве. Он настойчиво ищет методы, которые бы соединили простоту и правдивость изображения с эмоциональными переживаниями и внутренней напряженностью чувств.
Полотно вызывает у зрителя искреннее волнение, хотя в пейзаже нет никакого драматического сюжета. Все предельно просто: полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, дремлющая на солнце собака и домашняя птица, ищущая себе пропитание в дворе. Но картина проникнута сильным поэтическим переживанием, вызванным изображением будничной и не слишком радостной крестьянской жизни, которая сопровождается тяготами физического труда и нищетой.
Художник добивается такого эффекта использованием тончайших нюансов передачи цвета и искусной работой со светотенью, благодаря чему его полотна кажутся наполненными до краев солнечными лучами. Создание каждой картины сопровождалась кропотливой работой Саврасова над композицией и прорисовкой деталей. Несмотря на незатейливость сюжета, не остается сомнений, что пейзаж потребовал от художника немалых творческих усилий и длительного времени. Результат труда — удивительно целостное произведение искусства, которое производит неизгладимое впечатление на зрителя.
Созданный Алексеем Саврасовым тип лирического пейзажа не мог появиться вне Товарищества художественных передвижных выставок. Тема русской природы была одной из главных в творчестве художников-передвижников, и ее появление — результат демократизации общественного сознания, которое происходило в России во второй половине XIX века. Саврасов стал одним из самых значительных представителей, фактически главой новой школы пейзажной живописи. Его творчество воспринималось как образец последующим поколением русских художников, среди которых такие признанные мастера, как Исаак Левитан и Василий Поленов.
Саврасов стал основоположником школы русского пейзажа, стилистически решенного в традициях реализма. Вершина его творчества — картина «Грачи прилетели», написанная в 1871 году. Значение этой работы трудно переоценить — в ней нашло отражение то, над чем долго работал живописец, оттачивая свое мастерство: реалистичный пейзаж, проникнутый глубокой духовностью, искренностью и лиризмом.
Созданию полотна предшествовала целая серия не менее замечательных картин, одна из которых — «Пейзаж с избушкой». К этому моменту к Саврасову уже пришло понимание его пути в искусстве. Он настойчиво ищет методы, которые бы соединили простоту и правдивость изображения с эмоциональными переживаниями и внутренней напряженностью чувств.
Полотно вызывает у зрителя искреннее волнение, хотя в пейзаже нет никакого драматического сюжета. Все предельно просто: полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, дремлющая на солнце собака и домашняя птица, ищущая себе пропитание в дворе. Но картина проникнута сильным поэтическим переживанием, вызванным изображением будничной и не слишком радостной крестьянской жизни, которая сопровождается тяготами физического труда и нищетой.
Художник добивается такого эффекта использованием тончайших нюансов передачи цвета и искусной работой со светотенью, благодаря чему его полотна кажутся наполненными до краев солнечными лучами. Создание каждой картины сопровождалась кропотливой работой Саврасова над композицией и прорисовкой деталей. Несмотря на незатейливость сюжета, не остается сомнений, что пейзаж потребовал от художника немалых творческих усилий и длительного времени. Результат труда — удивительно целостное произведение искусства, которое производит неизгладимое впечатление на зрителя.
Созданный Алексеем Саврасовым тип лирического пейзажа не мог появиться вне Товарищества художественных передвижных выставок. Тема русской природы была одной из главных в творчестве художников-передвижников, и ее появление — результат демократизации общественного сознания, которое происходило в России во второй половине XIX века. Саврасов стал одним из самых значительных представителей, фактически главой новой школы пейзажной живописи. Его творчество воспринималось как образец последующим поколением русских художников, среди которых такие признанные мастера, как Исаак Левитан и Василий Поленов.