В экспозиции Смоленского музея представлено, пожалуй, самое лиричное и проникновенное произведение Сергея Тимофеевича Конёнкова, посвященное теме музыки.
«Женщина в русском сарафане» — одна из лучших скульптур, в которой мастер воплотил не только облик красивой женщины, но и создал образ русской песни.
Эта песня в мягком обаянии женщины, в грустной задумчивости взгляда. Протяжная, от сердца идущая русская песня оживает и в композиции.
Движение рук, одна из которых характерным жестом касается щеки, является основанием для плавного, льющегося движения.
В мягкой округлости лица, в волнистых завитках волос, плавных складках рукавов, в естественном жесте руки, прижатой к щеке, передан не только облик певицы, но и образ русской народной песни.
Привлекает внимание выразительный взгляд певицы, имеющий решающее значение в портрете (полный глубокой сосредоточенности, трогательной грусти и задушевности), в котором выразилась протяжная, грустная песня-плач.
Надежда Васильевна Плевицкая — знаменитая певица, исполнительница русских народных песен. Родом она из крестьян Курской губернии. В молодости она пела на ярмарках. На одной из них ее удивительное пение услышал знаменитый певец Л. Собинов. Ее голос, низкий, богатый по тембру, поразил его. Собинов пригласил ее в Москву, принял участие в ее судьбе, помогал молодой певице стать известной. Ее имя гремело в Москве в начале ХХ века. Ее называли «курский соловей». Надежда Плевицкая первая вывела на большую сцену русскую народную песню. Ее концерты посещали члены царской семьи, московская знать, студенты и простые люди.
Именно в это время Сергей Конёнков и познакомился с Плевицкой, много раз бывал на ее выступлениях.
В 1925 году судьба вновь свела его с Надеждой Васильевной.
Из воспоминаний скульптора: