Скульптора такого творческого размаха, такого психологического диапазона, как Сергей Тимофеевич Конёнков, остро ощущающего голос истории и пульс своего времени, конечно, не мог не привлечь образ Владимира Ильича Ленина, с которым он был лично знаком. Познакомились они в первые годы после революции, когда Сергей Конёнков, возглавляющий Союз скульпторов в Москве, докладывал Ленину о мероприятиях, связанных с осуществлением Ленинского плана монументальной пропаганды. Он был захвачен личностью Ленина, его энергией, его умением четко ставить цели и принимать решения.
К образу В.И. Ленина скульптор обращался несколько раз на протяжении своего творчества. Эти работы, выполненные в разных материалах и жанрах: «Ленин, произносящий речь» (дерево. США, 1924), «Ленин выступает на Красной площади в Москве в 1918» (бюст, дерево, 1947), «Владимир Ильич Ленин» (эскиз к конкурсному памятнику Ленину; фигура, гипс, 1958), «В.И. Ленин» (полуфигура, гипс, 1962), «В.И. Ленин» (полуфигура, бронза, 1962), «В.И. Ленин» (полуфигура, мрамор, 1962), «Проект памятника В.И. Ленину» (макет архитектурно-скульптурной композиции; гипс, 1964), «В.И. Ленин» (фигура, дерево, 1969).
В экспозиции Смоленского музея представлена последняя работа, посвященная Ленину и созданная к 100-летию со дня его рождения.
«В.И. Ленин» создан по воспоминаниям от встреч с В.И.Лениным в годы революции.
Скульптор пишет: