Выполненная тушью на бумаге работа «Петроград в 1920 году» (1925) резко отличается от светлых и жизнерадостных произведений художника, которые прославили его. С 1896 года Борис Кустодиев жил в Петербурге. Об этом городе сказано и написано немало. С момента своего основания Петром Великим он играл важную роль в истории и культуре российского государства. Многие известные художники были воспитаны Императорской Академией художеств. Многие стали мастерами в творческих объединениях, существовавших в разное время в городе («Союз русских художников», «Мир искусства», «Общество имени А.И. Куинджи», «Товарищество передвижных выставок» и др.). Многие навсегда отдали ему сердце, воспев в своих произведениях. В этом городе Кустодиев получил высшее художественное образование, приобрел известность, собрал круг друзей и почитателей, с ним пережил самые проблемные исторические ситуации.
Как известно, Кустодиев был в числе художников, активно откликнувшихся на революционные события. Революционная романтика быстро оставила художника. Но время сохранило работы тех лет. В Астраханской картинной галерее хранится этюд к работе «27 февраля 1917 года» (1917). Толпы людей на белом снегу, машина, красные флаги — все это видел художник из окна мастерской в квартире на ул. Введенской в революционном Петрограде.
Последствия трех русских революций и Первой мировой войны — разруха, нехватка продовольствия и дров точно переданы в художественных образах в работе Б.М. Кустодиева «Петроград в 1920 году». Из переписки Кустодиева с Н.П. Протасовым (друг семьи, соученик по мастерской П.А. Власова, директор Астраханской картинной галереи) известно, что и семье известного художника жилось не сладко: так же холодно и голодно, как и многим. Длинная очередь у булочной, женщины, с трудом везущие на санках дрова, полуразобранный забор, руины дома, передвигающиеся на костылях инвалиды — всё это помнит художник и в 1925 году, когда создана эта работа. В это время жизнь молодого государства уже наладилась, заказов стало много, но воспоминания о тяжелых испытаниях долго не оставляют мастера.
Как известно, Кустодиев был в числе художников, активно откликнувшихся на революционные события. Революционная романтика быстро оставила художника. Но время сохранило работы тех лет. В Астраханской картинной галерее хранится этюд к работе «27 февраля 1917 года» (1917). Толпы людей на белом снегу, машина, красные флаги — все это видел художник из окна мастерской в квартире на ул. Введенской в революционном Петрограде.
Последствия трех русских революций и Первой мировой войны — разруха, нехватка продовольствия и дров точно переданы в художественных образах в работе Б.М. Кустодиева «Петроград в 1920 году». Из переписки Кустодиева с Н.П. Протасовым (друг семьи, соученик по мастерской П.А. Власова, директор Астраханской картинной галереи) известно, что и семье известного художника жилось не сладко: так же холодно и голодно, как и многим. Длинная очередь у булочной, женщины, с трудом везущие на санках дрова, полуразобранный забор, руины дома, передвигающиеся на костылях инвалиды — всё это помнит художник и в 1925 году, когда создана эта работа. В это время жизнь молодого государства уже наладилась, заказов стало много, но воспоминания о тяжелых испытаниях долго не оставляют мастера.