В художественной коллекции Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева хранится одна из ранних работа художника — портрет Александры Николаевны Протасовой, написанный в 1900 году.
Супруги Протасовы — Николай Петрович и Александра Николаевна — много лет дружили с Кустодиевыми, состояли с ними в переписке. Николай Петрович принимал самое непосредственное участие в художественной жизни Астрахани, являлся директором Астраханской картинной галереи и считал необходимым держать своего прославившегося друга в курсе происходящего в городе. В письмах он не только подробно рассказывал о здоровье и делах своей семьи и общих знакомых, но и сообщал о культурных событиях, иногда выступал посредником в передаче Кустодиеву заказов от поклонников его творчества. После создания картинной галереи обращался к художнику с просьбами о пополнении коллекции.
Портрет Александры Николаевны Кустодиев выполнил еще во время своего обучения в Академии художеств. Вероятно, это произошло летом 1900 года, во время одного из приездов Кустодиева на каникулы в родной город. С полотна на нас смотрит женщина, сидящая в глубоком кресле. Серьезное, умное лицо, высокий лоб, темные волосы убраны в строгую прическу. В правой руке, опирающейся на подлокотник, она держит большой раскрытый веер. Яркий летний день, за спиной модели развевается легкая занавеска. Кресло стоит в углу комнаты, у окна. На стене видна часть неоформленного большого рисунка. На женщине светлое, серовато-сиреневое платье из тонкой ткани с высоким глухим воротником и длинными рукавами, отделанными черными лентами. Интересное сочетание голубого, серого и черного тонов, освещение сбоку от окна делают этот портрет определенным этапом творчества Бориса Михайловича Кустодиева. Очевидно, что в это время молодой художник ставит перед собой традиционные учебные задачи. Он размещает свою модель так, чтобы часть лица была ярко освещена, а другая находилась в тени. Предпочитая светлые, пастельные тона одежды, он удачно находит цветовой акцент картины — раскрытый темный веер. Традиционный бамбуковый веер обтянут темной тканью с контрастным светлым орнаментом. Художник внимательно воспроизводит декор, что достаточно сложно в условиях выбранной им широкомазковой манеры. Тем не менее декор «читаем» и узнаваем.
В фонд Астраханской государственной картинной галереи этот портрет поступил из собрания Николая Протасова.