Картина «Красавица» написана выдающимся русским художником Борисом Кустодиевым в 1915 году. Он создал образ обнаженной купчихи во время утреннего пробуждения, в окружении пышных подушек и одеял, в типичном интерьере того времени. Для картины художнику позировала одна из ведущих актрис Московского Художественного театра — 21-летняя Фаина Шевченко. В числе ее известных поклонников были Александр Блок, Максим Горький, Фёдор Шаляпин.
Борис Кустодиев часто обращался к жанру портрета-картины, когда характер героя раскрывается через интерьер и окружающие предметы. У ног его героини — домашние туфли, их глубокий синий цвет сочетается с оттенком стен, вазы, узоров на покрывале. Дорогие, богато декорированные туфли считались хорошим подарком. За спиной красавицы — зеркало. Многие художники писали в своих работах этот предмет, чтобы подчеркнуть женскую красоту. В картине Бориса Кустодиева зеркало помогает усложнить перспективу, создать дополнительную глубину и пространство. В нем отражается не только голова красавицы с роскошной косой, но и утренний свет, пробивающийся в комнату.
Особенно хороша палитра произведений мастера — очень солнечная, яркая, жизнеутверждающая, даже лубочная. Цвет в картинах Кустодиева всегда задает тон, создает настроение.
Несмотря на то, что живописцу позировала конкретная модель, он создал обобщенный образ пышнотелой красавицы, впоследствии ставший символом целого класса — купечества. К пышным формам своей модели художник подошел деликатно, с добрым юмором. Сама красавица на картине ничуть не смущена, она смотрит спокойно, с некоторым любопытством, весьма довольная производимым впечатлением. Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Позднее он создал еще три картины, отличающиеся незначительными вариациями в композиции. Две из них находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, и одна — в частной коллекции в России.
В Тульском музее изобразительных искусств выставлен вариант, созданный в 1918 году, который был приобретен музеем из частной коллекции известного певца Большого театра Григория Маликова.
Борис Кустодиев часто обращался к жанру портрета-картины, когда характер героя раскрывается через интерьер и окружающие предметы. У ног его героини — домашние туфли, их глубокий синий цвет сочетается с оттенком стен, вазы, узоров на покрывале. Дорогие, богато декорированные туфли считались хорошим подарком. За спиной красавицы — зеркало. Многие художники писали в своих работах этот предмет, чтобы подчеркнуть женскую красоту. В картине Бориса Кустодиева зеркало помогает усложнить перспективу, создать дополнительную глубину и пространство. В нем отражается не только голова красавицы с роскошной косой, но и утренний свет, пробивающийся в комнату.
Особенно хороша палитра произведений мастера — очень солнечная, яркая, жизнеутверждающая, даже лубочная. Цвет в картинах Кустодиева всегда задает тон, создает настроение.
Несмотря на то, что живописцу позировала конкретная модель, он создал обобщенный образ пышнотелой красавицы, впоследствии ставший символом целого класса — купечества. К пышным формам своей модели художник подошел деликатно, с добрым юмором. Сама красавица на картине ничуть не смущена, она смотрит спокойно, с некоторым любопытством, весьма довольная производимым впечатлением. Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Позднее он создал еще три картины, отличающиеся незначительными вариациями в композиции. Две из них находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, и одна — в частной коллекции в России.
В Тульском музее изобразительных искусств выставлен вариант, созданный в 1918 году, который был приобретен музеем из частной коллекции известного певца Большого театра Григория Маликова.