Открытое письмо, или открытка, написанное Кустодиевым в апреле 1904 года во время пенсионерской поездки в Испанию, — один из уникальных экспонатов Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева. Письмо адресовано любимой юной жене Юлии Кустодиевой, которая находилась в это время в Париже с маленьким сыном Кириллом и матерью художника Екатериной Прохоровной.
В Испанию Кустодиев отправился вместе со своим однокашником и другом Дмитрием Стеллецким. В письме Кустодиев сообщает о прибытии в Мадрид: «Думаем пожить здесь неделю или больше, потому что можем копировать с Веласкеза — уж очень интересно». Молодой художник восхищается мастером и планирует сделать копию как минимум с одного портрета — Филиппа IV на коне. С этой задачей художник действительно блестяще справился. С удовольствием Борис Михайлович отмечает, что Веласкес — великий художник, у которого «все просто, красиво и разнообразно». Так он пишет, имея в виду не только манеру известного живописца, но и многообразие его моделей — от королей до прях и шутов.
Написанная мелким, бисерным почерком открытка полна сообщений обо всем, что кажется Борису Михайловичу важным. Он пишет и об удаче со съемной комнатой — «с полным пансионом всего за 5 песет», и о том, что даже в Мадриде можно встретить знакомых — «одного геолога, который знает Поленова», их соседа по Костроме. И саму открытку художник подбирает тщательно. На ней — фотография одной из достопримечательностей города, под которой Кустодиев напишет: «Это — Кордобский собор — бывшая арабская мечеть». И даже по такому, в сущности, небольшому открытому письму мы можем судить о его чувствах к жене: «Напиши мне сейчас же. Целую тебя крепко».
В музее не так много подлинных документов, связанных с жизнью и творчеством Кустодиева, но это открытое письмо — убедительное доказательство его интереса к старым мастерам и систематического самообразования как художника. Во всех странах, в которых еще побывает молодой художник, он будет посещать музеи и выставки, изучать произведения старых мастеров, оценивать работы современников.