Деревенская страда, которая в полном разгаре, это период начала изнурительной физической работы для всех крестьян. Такую многочасовую работу, да ещё под открытым жарким солнцем, можно сравнить с мучением.
События на картине художника происходят в самый разгар лета. Страда всегда была для крестьянских тружеников временем страданий, болезней и тягот, ведь на работу в поле выходили все, включая беременных баб и малолетних детей.
Данная тема особенно близка Райшеву, наблюдавшему с детских лет как приходилось тяжело матери и деревенским женщинам, намного тяжелее, чем их мужьям, ведь на попечении женщин находились не только дети, но и многочисленные домашние хлопоты.
Под светлым сиянием голубых облаков с розовым оттенком раскинулось поле спелой ржи. Пламенная фактура мазков, пылающий колорит работы отражают сплоченную, напряженную работу на поле.
Главную часть страды, естественно, составляла хлебная жатва, в которой участвовали и стар и млад.
К хлебу на Руси всегда относились с большим уважением, и всё, что с ним связано, приобретало священный смысл. Недаром есть поговорка: «За хлебом все добро». Поэтому процессы посева, жатвы и уборки зерна сопровождались многочисленными обрядами и приметами. Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал. Накануне посева крестьяне проводили обряды по очищению тела и души. Затапливали бани, как следует парились.
Полуфигуры мужчин и женщин не все даны с прорисовкой лиц, чтобы не утратить орнаментальность образа. Где только рот, где глаза и нос, но образ единения в одном действие выражен очень явно. Художник передает дух русского народа, остается тверд и непоколебим: ведь летние труды с лихвой окупятся долгой холодной зимой.
«В полном разгаре страда деревенская» Некрасов отражает горячее сочувствие, которое он всегда испытывал к несчастным крестьянкам и к женщинам вообще. Райшев же воплощает при помощи живописи, монументальной картины нелегкую женскую долю, ведь страда на житных полях начиналась первой, и многое ещё кроме жатвы нужно было успеть.
Художник в страду вводит мужчин-жнецов, жали, конечно, и мужчины, но редко. Женская эта работа, такая сложная женская доля в уборочную страду. Райшев «приводит» на помощь женщинам деревенских мужиков, и они в унисон начинают собирать колосья. Колос, несжатый наполненный зерном под тяжестью, склоняется, а в какой-то момент отяжелевшее зерно падает.
Выражение лиц их не видно, но движение рук, головы, спины отчетливо прописано художником, если к картине подходить чуть медленнее движение силуэтов будет возрастать, а пространство поля ржи будет расширятся. Все объединено ритмом и движением, помогая жнецам и жницам в работе — и большое пространство рождается.
В высокой густой ржи виднеются силуэты женщин с характерным выражением лица, сообщающие об испытываемых эмоциях: губы их напряжены, и чуть искривлены в улыбке, однако это «чуть-чуть» в большинстве случае не бросается в глаза и становится заметным только при ближайшем рассмотрении.