Слово «хозяин» здесь правомерно, потому что этот человек действительно стоит как властелин на большом пространстве света, воды и некоторой части земель — полузатопленных, болотных, травяных… Здесь же — уточка, рыба, лодочка. Лицо художник не проработал. Абсолютного портрета нет. Нечто там просматривается мужское и всё. Волосы чёрно-синие, коса, белая ленточка, пола одежды — красная. У мужчин обычно более скромные цвета одежды. В основном, они синие, или зелёные, или серые.
Страна Югория. Хозяин
в авторской деревянной цветной раме — 95,3х117,5 см
Рама является частью картины. Это зеленый травяной мир, которого в самой картине как бы не хватает, поэтому зелёная рама и становится той травой, и той зеленью, абсолютно необходимой для обобщения. Кругом — зелень, сплошная зелень.
Внизу — под линией — то пространство, которое занимает рыба, а вверху, над линией, — то пространство, которое занимает человек.
Эта работа символична. Предметы её, атрибуты, представленные в картине, являются очень характерными для нашей земли: и лодочка, и утка, пространство болота, пространство сора, весло.
«Север — это бескрайность… Навсегда остался в душе восторг от пространства». Оно волнует воображение художника, побуждает ко все новым композиционным изысканиям. Так, в начале восьмидесятых годов Райшев активно занят решением пространственных задач через контрасты цветовых бестеневых пятен. Цвет выходит за края холстов и продолжается в живописи на рамах. В творчестве Райшева есть целый период цветных рам.
«Страна Югория. Хозяин» как раз из этой серии, с этой работы можно начать разговор о жизни югорской земли.
У живущих на реке Обь народов вся жизнь связана с рыболовством. И в наши дни эти народы используют старинные способы ловли рыбы. Такие приспособления как мордушки, рожки и перетяги как прежде являются надёжным орудием ловли рыбы. И хотя улов при их использовании бывает скромным, всё же старинные приспособления остаются востребованными. Важна также и простота их изготовления. К примеру, мордушку плетут из ивовых прутьев. Важно то, что пойманная таким способом рыба на протяжение нескольких дней остаётся живой.
По одной из версий, в былые времена данные народы били рыбу из лука на мелководье. Хотя традиционно использовались специальные снасти и сети. Плели такие приспособления из крапивы и конопли. Для маскировки готовые изделия обрабатывались настоем из черёмуховой коры, что придавало им тёмно — коричневый цвет.
По одной из версий, в былые времена данные народы били рыбу из лука на мелководье. Хотя традиционно использовались специальные снасти и сети. Плели такие приспособления из крапивы и конопли. Для маскировки готовые изделия обрабатывались настоем из черёмуховой коры, что придавало им тёмно — коричневый цвет.
Согласно северным народным традициям не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.
Страна Югория. Хозяин
в авторской деревянной цветной раме — 95,3х117,5 см