Человек на протяжении многих веков и по сей день задается вопросом: Кто есть Я? Оглядываясь на разные культурно-исторические эпохи, мы обнаруживаем, что человек тем или иным способом старался обозначить свое присутствие в этом мире, где авторское «Я» выступает центром переживаний, действий и идей.
Автопортрет в современной художественной культуре является одним из самых распространённых явлений, воплощаясь в различных нетрадиционных видах и формах в различных художественных практик.
Автопортрет является своеобразным автобиографическим текстом художника, а также текстом культуры, в котором художником осуществляется конструирование модели собственной личности, где прочитывается интерпретация своего «Я», к чему оно стремится, о чем рассуждает. Для написания автопортрета художник должен взглянуть на себя со стороны и быть объектом созерцания. Самопознание в автопортрете заключается как в осознании своих внешних собственных качеств, но и в большей мере в оценке своего внутреннего мира.
Автопортрет в искусстве — это инструмент понимания художником самого себя. Автопортрет является способом репрезентации картины мира в тот или иной исторический период. Наиболее информативная часть в автопортрете — это лицо.
Личность Г.С. Райшева в процессе творения, как автора и главного героя своего творения выступает в двух амплуа.
Во-первых, автор в качестве объекта истолковывает свою индивидуальность, собственную личность, свое мировоззрение и жизнь в общем.
Во-вторых, как результат интерпретации, жизнь художника предстает в качестве автопортрета.
В автопортрете прослеживается соотношение творца и мира во многих ракурсах: философском, деятельностном, ценностном. Художественный автопортрет является особой формой человекознания, не сводящиеся лишь к телесности, но где выражаются этические, социальные, эстетические и философские представления о личности.
Автопортрет позволяет автору балансировать на грани между видимым и невидимым, тайным и явным, мифом и действительностью. В зеркале автопортрета художник скрывает и одновременно открывает свою сущность.
Тело и лицо художника выступает как проекция духа. Человек способен вести учет чувственного мира, и управлять им в пределах видимого. Тело художника с одной стороны видящее, а с другой видимое. Тело обладает внутренней самосознательностью, оно способно видеть самого себя.
Обычно лицо считается основным и главным, что присуще именно данному человеку, в то время как остальные части тела допускают гораздо большую условность.
Глаз Райшева видит то, что скрыто от глаз заурядных зрителей. В автопортрете художник показывает невидимую подоплеку, раскрывает то, что скрыто от глаза обывателя. Зеркало в этом деле является очень важным компонентом. Зеркало «выволакивает наружу мою плоть».
Художники часто предавались раздумьям над зеркалами и зеркальными отражениями, потому что под этим «механическим трюком», как и в основе «фокуса» перспективы, они распознавали ту метаморфозу видящего и видимого, которая представляет собой определение нашей живой плоти и природу из призвания.
В зеркале отражается познанная художником окружающая его реальность. Та или иная деталь в автопортрете является признаком времени, автор понимает себя в качестве субъекта культуры.
Изображая в автопортрете себя как другого, Г.С. Райшев выражает в собственных чертах, своего жизненного пути, творческой судьбы. Г.С. Райшев выражает свое собственное Я с помощью семантических образов, знаков и символов, таких как: голубого цвета зеркало и отражение в нем –символизирующий не борьбу, а символ одухотворенности художника. В одном цвете, колорите и оттенках коричневого написан портрет со спины, буквально «одет в коричневый цвет», это свидетельство рефлексии и задумчивости, анализа событий прошлого.
По мнению Геннадия Степановича Райшева, в картине должна быть тайна. Данная картина содержит множество загадок, порождая споры среди искусствоведов, а главное в ней очень сильно ощущается зримое присутствие художника.