Райшев внимателен ко всему окружающему. Он слышит музыку дождя, которая так успокаивает, он видит капли, которые «в душу струятся с веток и с небес», он наблюдает, как медленно течет река среди могучих кедров, он восхищается зимним лесом, что стоит, укутавшись в беличью шубку. Он обходит своим взором современные города, которые «…суровая зима пеленает шалью белых вьюг».
Поющий кедр
Время создания
1970 год
Размер
50x62,5 см
Техника
металл, масло, живопись
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#4
Райшев Г.С.
Поющий кедр
#7
#6
Трудное детство было у Геннадия Степановича. Большой отпечаток на его детстве оставили сталинские репрессии, лишившие его отца и, конечно же, война. Но, тем не менее, растет северный мальчик быстрее кедра. Глаза у него — два сияющих озера — плещутся, до краев наполненные живым удивлением. Руки — два бобра — мастера — мастерят с ранней зорьки и лук тугой со стрелами, и весло с узорами, и гимгу для ловли рыб. Ноги — два оленя — несут его подальше от родного дома. Там, на берегу зеленом, камешки кидает он в реку. И вода стреляет, и слова звенят, и мир загадочный в звуках раскрывается.
Из воспоминаний Юрия Шесталова
#5
Мальчик большую часть времени проводил на природе, он любил смотреть, как падающие снежинки в танце опускались на землю, как лунная дорожка на реке рисовала причудливый узор, осенние листья в лесу были похожи на яркий ковер, а замысловатые рога оленей были так похожи на орнамент платья, что шила бабушка.
Югра — очень красивая земля, на которой раскинулись великолепные кедровые урманы, разделенные могучими широкими реками, кристальной чистоты озера прячутся в светлых сосновых борах, а дремотно-сонные горы соседствуют с бескрайними клюквенными болотами.
В жизни хантов, кедр всегда занимал и занимает особое место. Ханты верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев. Для них кедр — священное дерево, мост в иной мир — мир духов и живой природы-праматери.
Кедр обожествляли и всячески оберегали, ведь он и кормил, и одевал, и согревал людей. Люди, в свою очередь, помнили об этом и веками передавали из поколения в поколение основы бережного пользования дарами кедра.
На протяжении многих столетий материальная и духовная культура Урала и Сибири была тесно связана с кедром. Казаки, пришедшие за Урал, величали кедр «сибирским великаном», а тобольские крестьяне — «заветным деревом». Для населения Горной Шории он был «деревом-коровой» и «деревом-маткой», и сейчас, для многих кедр остается царем-тайги, чудом-деревом, патриархом северных лесов, жемчужиной Сибири.
Поющий кедр Райшева когда-то весь сиял зеленым цветом. Трепетали и мерцали все иголочки, они издавали неповторимые мелодии, которые сливаясь воедино, образовывали волшебный поток –пение кедра!
О чем поет красный Кедр Г.С. Райшева? Жили на Земле только люди и кедры. Кедры росли до неба… Люди совсем не росли… Холод на людей шел. Это Северный Старик Борей зло рассыпал… Больно деревьям смотреть на людей, оставили они свою жизнь. Корни мощные из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет — не шелохнуться. С каждым разом все крепче деревья становятся. Не выдержал Северный Старик Борей… Отступил…но кедрам отмстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно, Кедр чувствует. Если человеку больно, Кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут.
Красный кедр Райшева стар и мудр, ветви его от времени изогнуты, ствол покрыт извилинами, корни глубоко ушли в землю, рядом образовалась хвоя.
Красный кедр Райшева — это не просто дерево, которое кормило, одевало и согревало людей, это живое существо: только дышит дерево тяжело, горько и больно старому кедру смотреть на людей. Каждый элемент в картине, каждый мазок краски, каждый взмах кисти художника говорит о том, что кедр живой: он дышит и смотрит, ведь только живому существу может быть горько и больно.
Звенящая песня кедра издает звук излучая необычным свечением, которое передается по всей картине синим и белым цветом. С помощью своей силы кедр раскрывает человеческую взаимосвязь с Космосом, выступая посредником между ним как источник космической энергии и человеком.
Вся сила кедра заложена в макушке, художник дает нам понять, что с помощью своей силы раскрывает взаимосвязь человека и Солнечной системы, поднимая энергию человека вверх, к небу, берущего его под защиту.
Коллекция современного искусства, творение «белого шамана», это всегда возможность познакомиться с новым миром, и способом узнать об интересных личностях и событиях.
Страна красного кедра — эта полная Луна, это упавшее перо орлана-белохвоста, священной птицы, эта небесная музыка грома, неведомые тропы и горы золота с драгоценными каменьями. Здесь соболи и белки пушистыми снежинками падают с бездонного неба, где сияют созвездия «Большой медведицы» и «Малой Медведицы». Как в далекой древности, так и сегодня ханты называют их «Большой лось» и «Маленький лось». В полнолуние с их огромных рогов падают звездочки на землю, задевая тучки. И когда ночное небо усыпано множество звезд и ярко светит луна, то можно увидеть падающие звезды — это Большой лось сбрасывает свои рога…
читать дальшескрыть
Поющий кедр
Время создания
1970 год
Размер
50x62,5 см
Техника
металл, масло, живопись
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться