Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Геннадий Райшев. Человек. Природа. Космос»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Восхождение к Торуму

Время создания
2000
Место создания
г. Ханты-Мансийск
Размер
151,5x101,5 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#3

Когда я делал эту работу, то хотел изобразить более абстрактную мысль — восхождение к высоте…
Высота вполне даже в элементарном физиологическом плане, когда ты поднимаешь голову к небу… Это завораживает, восхищает, удивляет, показывает, какой ты маленький и ничтожный. А величие неба и космоса делает пространство безмерным.

Космос — это удивление безмерностью высоты. Отразить это в картине вообще-то задача маловыполнимая. Сколько я ни смотрел на реалистические пейзажи, небо никогда не вызывало у меня ощущения, что оно на самом деле такое… Видишь маленькое пространство, плывущие облачка… Но никогда не возникает восторга от этого неба, в то время как в жизни такой восторг возникает… Ты восхищаешься этой необыкновенной раскрытостью, этой синью бездонной, этими облаками…когда я смотрю на высокое дерево и вижу вершину, идущую по небу облака, мне хочется воскликнуть: «Ах! Какая высота!.. Какое всё поразительное!.. Какое оно движущееся!..» Но на моей картине нет облаков как таковых. Облака очень неправильные.

Не похожи они внешне на облака… Идут полосы синего неба и перемежающиеся с ними светлые туманные полосы, и есть облака.
Получаются своеобразные абстрагированные облака… Они имеют направление — движутся влево, вправо и вверх… Причём слева больше синего, чем справа. Это говорит о неуравновешенном состоянии этой сини… И дерево здесь — не совсем дерево, а предмет, определяющий большую высоту… Оно колоссально…далеко идет и сужается в перспективе…
Дерево, которое выросло до неба… А там вверху не то крона, не то орёл…
Да, это может быть и гнездо… Что мы часто могли видеть в детстве… или орёл над гнездом… Или это сама вершина дерева… То есть имеется многозначное состояние предметов, оно неординарно, в нём нет определённости, а есть многоликость образа…

Можно увидеть вместо вершины дерева жерло, из которого идет нечто… Вот оказывается, какие ещё могут возникать ассоциации, а я даже не подозревал, но они сами рождаются, настолько многомерным является состояние образа, который не имеет абсолютного определения…

Теперь мы можем опускаться по картине вниз… Или вернее, начнём подниматься снизу вверх… Потому что так зовётся сама картина — «Восхождение к Торуму»… Внизу в первую очередь нам бросается в глаза ствол дерева — великий и громадный… Он занял какую-то часть полуострова и начинает вырастать вверх… Около этого ствола дерева — ритуальные идолы… Они как бы снивелированы, кажутся частью дерева, настолько вписаны в него и засвечены светом, что даже не прочитываются. Они — остроголовые, деревянные, видно, что ноги вырезаны. Но смотреть индивидуально каждого идола нельзя, они есть часть целого, спаяны с ритуальным стволом дерева… Если двигаться взглядом вверх, то мы видим три стрелы. Это мощные ритуальные стрелы, которыми выстреливали в ритуальное дерево и они торчали там долго, пока не сгниют. Поэтому стрелы — это тоже образ самого времени, той традиции, которая была, того ощущения времени. По отношению к дереву стрелы кажутся слишком толстыми, но по отношению к идолам они кажутся вполне нормальными. Здесь присутствуют своеобразные масштабные переклички. Отвлекаясь от стрел, смотришь на идолов и видишь, что дерево по сравнению с ними является громадным. Происходит сразу несколько масштабных соизмерений внутри, и ты не можешь отдать предпочтение чему-либо отдельно. Поэтому возникает ощущение живого вырастания монументальности и дерева, и идолов… И есть облака… Они очень низкие, нарисованы буквально под стрелами. Поэтому кажутся далекими, маленькими, а дерево кажется близким и громадным… И есть две панорамы яров леса — влево и вправо…

Это место так хорошо знакомо мне с детства — яр, река Салым… чуванский Салым… Деревья свалились в реку, кедры на вершине яра стоят плотным рядом. И по отношению к данным кедрам идолы снова вырастают в колоссальную монументальность. Они сразу становятся большими. Вот в таком перебрасывании взгляда с одного предмета на другой, при соизмерении этих масштабов и возникает ощущение величия. Величия идолов, величия этого ритуального дерева.

Если двигаться взглядом вверх, то неожиданно это дерево с серовато-коричневой корой заканчивается, появляется какая-то полоса, труднообъяснимая в нормальной картине. Это пауза в нашем движении вверх. Мы доходим до этой точки, и происходит перекрытие обычного восприятия вещей, как занавес. Мы его проходим, и тогда нам открывается другой мир.

Из воспоминаний художника Г.С. Райшева
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Восхождение к Торуму

Время создания
2000
Место создания
г. Ханты-Мансийск
Размер
151,5x101,5 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Райшев Г.С. Коллекция работ

Вечер в деревне
Вечер в деревне
Карпинский краеведческий музей
Югорская легенда
Югорская легенда
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Пряха хантыйская
Пряха хантыйская
Карпинский краеведческий музей
Событие. Сенатская площадь
Событие. Сенатская площадь
Карпинский краеведческий музей
Клюквенная баба
Клюквенная баба
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Таловая роща
Таловая роща
Сургутский художественный музей
Хомут
Хомут
Карпинский краеведческий музей
Хантыйский театр
Хантыйский театр
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Белый пароход
Белый пароход
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Лесная дева. (Улово)
Лесная дева. (Улово)
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Цвета природы. Свиязь в траве
Цвета природы. Свиязь в траве
Карпинский краеведческий музей
Домовой на полке
Домовой на полке
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Мой дом
Мой дом
Сургутский художественный музей
Работа. Страда
Работа. Страда
Карпинский краеведческий музей
Глухари
Глухари
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Полет лебедей
Полет лебедей
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Серия «Берестяные Венеры»
Серия «Берестяные Венеры»
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Зимние забавы
Зимние забавы
Карпинский краеведческий музей
Песня об одиноком дереве
Песня об одиноком дереве
Карпинский краеведческий музей
Крестьянская кухня
Крестьянская кухня
Сургутский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%