Восхождение к Торуму
Когда я делал эту работу, то хотел изобразить более абстрактную мысль — восхождение к высоте…
Высота вполне даже в элементарном физиологическом плане, когда ты поднимаешь голову к небу… Это завораживает, восхищает, удивляет, показывает, какой ты маленький и ничтожный. А величие неба и космоса делает пространство безмерным.
Космос — это удивление безмерностью высоты. Отразить это в картине вообще-то задача маловыполнимая. Сколько я ни смотрел на реалистические пейзажи, небо никогда не вызывало у меня ощущения, что оно на самом деле такое… Видишь маленькое пространство, плывущие облачка… Но никогда не возникает восторга от этого неба, в то время как в жизни такой восторг возникает… Ты восхищаешься этой необыкновенной раскрытостью, этой синью бездонной, этими облаками…когда я смотрю на высокое дерево и вижу вершину, идущую по небу облака, мне хочется воскликнуть: «Ах! Какая высота!.. Какое всё поразительное!.. Какое оно движущееся!..» Но на моей картине нет облаков как таковых. Облака очень неправильные.
Получаются своеобразные абстрагированные облака… Они имеют направление — движутся влево, вправо и вверх… Причём слева больше синего, чем справа. Это говорит о неуравновешенном состоянии этой сини… И дерево здесь — не совсем дерево, а предмет, определяющий большую высоту… Оно колоссально…далеко идет и сужается в перспективе…
Дерево, которое выросло до неба… А там вверху не то крона, не то орёл…
Да, это может быть и гнездо… Что мы часто могли видеть в детстве… или орёл над гнездом… Или это сама вершина дерева… То есть имеется многозначное состояние предметов, оно неординарно, в нём нет определённости, а есть многоликость образа…
Можно увидеть вместо вершины дерева жерло, из которого идет нечто… Вот оказывается, какие ещё могут возникать ассоциации, а я даже не подозревал, но они сами рождаются, настолько многомерным является состояние образа, который не имеет абсолютного определения…
Это место так хорошо знакомо мне с детства — яр, река Салым… чуванский Салым… Деревья свалились в реку, кедры на вершине яра стоят плотным рядом. И по отношению к данным кедрам идолы снова вырастают в колоссальную монументальность. Они сразу становятся большими. Вот в таком перебрасывании взгляда с одного предмета на другой, при соизмерении этих масштабов и возникает ощущение величия. Величия идолов, величия этого ритуального дерева.