В хантыйской языковой картине мира концепт «женщина» занимает особое место, как один из важнейших феноменов национального сознания.
Хантыйская пряха. Хранительница домашнего очага, чумработница, женщина-мать — образ хантыйской женщины анализирует Г.С. Райшев в своей картине. Вокруг хантыйской женщины вращается вся жизнь её семьи — это центр, это магнит, к которому все привязаны.
Свои первые уроки кройки и шитья, хантыйская женщина получает еще в детстве, создавая платья для куколки. Со временем, получив достаточно навыков, каждая девушка мастерит себе сумочку — «тутчан». Эта сумка останется с ней навсегда и будет сопровождать даже в загробном мире.
Колорит зеленого говорит о цвете растительного мира. В зеленом имеется возможность жизни, которой совершенно нет в сером. По мнению художника, природой предусмотрено огромное количество этого цвета вокруг нас. В этом случае складывается колорит в природе: хантыйская пряха изготавливала нити из растительных волокон, предпочтение всегда отдавала крапиве, ввиду ее прочности и способности хранить тепло.
В народе у хантов, чумработница, имеющая дело с полотном и нитью из крапивы, также наделена пониманием тайной природы вещей и умело использует свое знание. При помощи крапивной нити воздействует на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».
Хантыйская пряха в национальном колоритном костюме обобщена, женщина совмещена с природой растительного мира, поэтому написана на фоне зеленого цвета, с характерными линиями и точками красного и зеленого цвета. Далее видим, что лицо, руки, груди, имеют женскую форму — это и есть обобщенный образ хантыйской пряхи.
Хантыйская пряха. Хранительница домашнего очага, чумработница, женщина-мать — образ хантыйской женщины анализирует Г.С. Райшев в своей картине. Вокруг хантыйской женщины вращается вся жизнь её семьи — это центр, это магнит, к которому все привязаны.
Свои первые уроки кройки и шитья, хантыйская женщина получает еще в детстве, создавая платья для куколки. Со временем, получив достаточно навыков, каждая девушка мастерит себе сумочку — «тутчан». Эта сумка останется с ней навсегда и будет сопровождать даже в загробном мире.
Колорит зеленого говорит о цвете растительного мира. В зеленом имеется возможность жизни, которой совершенно нет в сером. По мнению художника, природой предусмотрено огромное количество этого цвета вокруг нас. В этом случае складывается колорит в природе: хантыйская пряха изготавливала нити из растительных волокон, предпочтение всегда отдавала крапиве, ввиду ее прочности и способности хранить тепло.
Ткацкий станок, который обычно называют «угорский» у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.
В народе у хантов, чумработница, имеющая дело с полотном и нитью из крапивы, также наделена пониманием тайной природы вещей и умело использует свое знание. При помощи крапивной нити воздействует на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».
Судьба хантыйского народа воспринимается как нить зеленого цвета, выпряденная на прялке и оформленная в виде символического шитья, с целью предначертания будущего или корректировки уже предопределенной судьбы.
Хантыйская пряха в национальном колоритном костюме обобщена, женщина совмещена с природой растительного мира, поэтому написана на фоне зеленого цвета, с характерными линиями и точками красного и зеленого цвета. Далее видим, что лицо, руки, груди, имеют женскую форму — это и есть обобщенный образ хантыйской пряхи.