Каждый, кто когда-либо бывал в Уральских горах, надолго запомнит их неповторимое величие и красоту. За каждым поворотом тропинки, перед нами открываются новые удивительные пейзажи: стремящиеся в небо вершина горы Конжаковского Камня, большие деревья, порой очень причудливо примостившиеся на склонах, а внизу, в ущельях серебрятся стремительные потоки уральских речушек.
Горы Г.С. Райшева, представляются как основной предмет изображения или как дополнительный объект, играющие второстепенную роль во времени. У них свой неповторимый колорит и настроение.
Горы своего рода это сакральный символ власти и отшельничества, место соприкосновения неба и земли, а также это символ духовной высоты и центра мира, превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова.
Согласно различным традициям, в горах сохраняются осколки древних рас и цивилизаций. В горах проживают высшие посвященные. Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах, где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками.
«Гора Райшева» скалистая, с остро торчащим углом заснеженная или «обнаженная», но при этом всегда величественная и неприступная. Глядя на картину художника, можно представить уральский хребет, который всегда хранит неожиданность и непостоянство, и в этом Райшев находит их прелесть и очарование во времени.
Время на вершине горы движется иначе. Чем быстрее вы движетесь через три измерения, которые определяют физическое пространство, тем медленнее вы движетесь через четвертое измерение — время, по крайней мере, относительно другого объекта. Так, часы в движении будут тикать медленнее, чем часы на земле. Если двигаться со скоростью, близкой к скорости света, эффект будет гораздо более выраженным.
Мы люди время не ценим, очень часто им пренебрегаем, порой убиваем. Его постоянно не хватает, оно летит так быстро, что его хочется остановить, а порой оно даже лечит раны. Время, оно постоянно меняется, и это не фигура речи: его течение ускоряется, замедляется, останавливается и продолжается. А еще в минуте не всегда 60 секунд, у времени есть начало и конец…
Шаг за шагом, освобождение от будничной жизни и духовное восхождение. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору. На вершине горы царствует одиночество. Горная вершина есть воплощение традиции, через нее осуществляется связь с высшими мирами. Оттуда, по различным мифологическим повествованиям, ведет лестница на небо. Гора — место откровения и посвящения. Но при этом она и место жертвоприношений, так как ближе других земных объектов располагается к богам. В горах таятся священные реликвии.
Изменение гор во времени и взаимодействие внутренних и вне¬шних процессов наиболее заметно проявляется в горах. Чем быстрее поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются. Ледники, горные реки и временные потоки изменяют склоны, рассекают хребты, подхватывают и переносят обломки твердых пород к подножию гор и далее, на соседние равнины. Изменению способствует и вмешательство человека в природу гор. Если люди в горах вырубают лес, то на обнаженных склонах сильнее проявляется разрушительная работа внешних сил. Человек изменяет горы, когда добывает полезные ископаемые в шахтах и рудниках, проводит дороги и прокладывает туннели.
Мир «горы Райшева», проникает в зрителя, как сон наяву, ощущение бесконечности времени и мига существования — это иной мир, другая планета, мир, где всё постоянно меняется и неизменно веками.
По мнению художника, это то место, где единственная ценность — жизнь. Там время бежит незаметно, день сменяется ночью, дождь мгновенно переходит в снег, лето становится зимой. Тяжесть и легкость, трудность и сила в самой горе, это удивительная, холодная, безжалостная, необычная и странная красота «райшевской горы», которая притягивает к себе. И каждый кто окажется на такой горе, уже не сможет оставаться равнодушным.
И напоследок еще один интересный факт. Всем известно утверждение, что догнать будущее невозможно, оно всегда будет на шаг впереди от вас, это как прыгать выше головы — нереально. Но вам придется смириться и с тем, что в данную минуту, секунду текущего момента времени вы находитесь в прошлом. Это связано с тем, что наш мозг обрабатывает события с опозданием. Нейробиолог Дэвид Иглмэн выяснил, что задержка синхронизации нашего мозга с реальностью занимает 80 миллисекунд. А еще в экстремальных ситуациях и при стрессе время для нашего мозга замедляется: он фиксирует в разы больше информации, чем в спокойном состоянии. Это своего рода режим slow motion как у камеры вашего смартфона, в котором записывается видео с вдвое большей частотой кадров.