Кустодиева часто называют праздничным художником. И это справедливо. Его картины не только наполнены ярким, веселым цветом, многие из них, действительно, изображают праздники. Независимо от времени года, будь то весна, лето, осень или так любимая художником зима, в рисунках и на полотнах царит приподнятый дух и радуются жизни люди.
Одним из самых любимых сюжетов у мастера была масленица. Праздник, пришедший ещё из язычества, изгнание зимы, «сырная», «блинная», «обжорная» неделя, полная игр, развлечений, обильных трапез, словно должна была показать, что люди полны сил и готовы встретить весну. В левой витрине зала поздней графики представлен литографический лист «Масленица», вручную раскрашенный акварелью.
В альбоме «Шестнадцать автолитографий» Кустодиев показывает себя удивительным «мастером детали». Неоднократное обращение к изображению любимого праздника позволило художнику выделить разные аспекты народного гуляния. Любование зимним пейзажем, пестрота и яркость красок — все это мы найдем в работах художника. Масленица — это всегда ледяные горы и санки, катание на тройках, кулачные бои, цирки и карусели. И, конечно, богатые ярмарки, запах пирожков и блины со всем на свете — икрой, медом, вареньем, сметаной… На листе небольшого формата художник размещает целый праздничный мир. Находится место и засыпанному снегом храму, заиндевевшим деревьям, цирковому шатру и карусели, неспешно прогуливающимся людям и несущейся во весь опор тройке лошадей. Отметим, что художник часто повторяет удачно найденные фрагменты композиции или отдельных персонажей, но всегда стремится их разнообразить.
Двух одинаковых работ мы не найдем никогда: здесь важным фактором является то, что картины и графика Бориса Кустодиева были, во многом, «сочиненными» произведениями. Автор, обладая исключительно цепкой памятью, уже лишенный возможности писать с натуры, кропотливо «составлял» свои композиции. Литография является вариантом картины «Зима» («Масленица»), выполненной в 1921 году. В Астраханскую картинную галерею поступила в 1926 году от самого Б.М. Кустодиева, передавшего тогда в собрание 22 произведения, выполненных в разных техниках (свинцовый и цветной карандаш, тушь, линогравюра, литография).