В зале поздней графики Дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева представлен литографический лист «Масленица», вручную раскрашенный акварелью. Эта литография — вариант картины «Зима» («Масленица»), выполненной в 1921 году.
Кустодиева часто называют праздничным художником, и это справедливо. Его картины не только наполнены ярким, веселым цветом — многие из них, действительно, изображают праздники. Независимо от времени года, будь то весна, лето, осень или так любимая художником зима, в рисунках и на полотнах царит приподнятый дух и люди радуются жизни. Одним из любимых сюжетов мастера была Масленица. Праздник, пришедший еще из язычества, изгнание зимы, «сырная», «блинная», «обжорная» неделя, полная игр, развлечений, обильных трапез, словно должна была показать, что люди полны сил и готовы встретить весну.
В альбоме «Шестнадцать автолитографий» Кустодиев показывает себя удивительным мастером детали. Неоднократное обращение к изображению любимого праздника позволило художнику выделить разные аспекты народного гуляния. Любование зимним пейзажем, пестрота и яркость красок — все это можно найти в работах художника. Масленица — это всегда ледяные горы и санки, катание на тройках, кулачные бои, цирки и карусели. И, конечно, богатые ярмарки, запах пирожков и блины со всем на свете: икрой, медом, вареньем, сметаной… На листе небольшого формата художник размещает целый праздничный мир. Находится место засыпанному снегом храму, заиндевевшим деревьям, цирковому шатру и карусели, неспешно прогуливающимся людям и несущейся во весь опор тройке лошадей. Важно отметить, что художник часто повторяет удачно найденные фрагменты композиции или отдельных персонажей, но всегда стремится их разнообразить. Двух одинаковых работ не найти никогда: важным фактором является то, что картины и графика Бориса Кустодиева были во многом «сочиненными» произведениями. Обладая исключительно цепкой памятью, автор, уже лишенный возможности писать с натуры, кропотливо составлял свои композиции.
В Астраханскую картинную галерею литографический лист поступил в 1926 году от самого Бориса Михайловича Кустодиева, передавшего тогда в собрание 22 произведения, выполненных в разных техниках (свинцовый и цветной карандаш, тушь, линогравюра, литография).