Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища Нижегородского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Беспредметная композиция (Супрематизм)

Время создания
1918
Размер
73,2x50,5 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении
#1
Александр Родченко
Беспредметная композиция (Супрематизм)
#2
Александр Родченко создал работу «Беспредметная композиция (супрематизм)» в 1918 году. Важную роль в ней играют фактуры.

Белый фон покрыт тонким слоем краски — в нем даже видна зернистость холста. Квадрат в верхней части композиции выглядит шершавым и матовым, как будто мастер наносил краску отрывистыми движениями. Цилиндр написан заметным красочным слоем и выглажен до глянца. Из-за разных фактур одинаково-белые фигуры смотрятся по-разному: фон выглядит плоским, а фигуры объемными.  
 
Чтобы понять значение этой работы, нужно вспомнить, какую роль в становлении Александра Родченко сыграл Казимир Малевич с его философией супрематизма, и в каких вопросах взгляды художников разошлись.
#3

Супрематизм

#13
Супрематизмом называется художественное направление, созданное Казимиром Малевичем в 1910-х годах. Термин «супрематизм» образован от латинского «supremus», «наивысший». Малевич считал, что идеальные композиции из геометрических элементов — это высшая степень искусства, потому что такие произведения не копируют жизнь. Он утверждал, что в супрематических картинах создается отдельная Вселенная, живущая только по живописным законам. Его идеи захватили современников.
#11
Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1915. © Тульский музей изобразительных искусств
#12
#5

Фактуры

#10
Александр Родченко тоже испытал влияние Казимира Малевича, но во многом взгляды художников разошлись. В 1918 году Малевич написал работу «Белое на белом»: белый квадрат на белом фоне. Фон был теплого белого цвета, а квадрат — холодного. За счет разницы оттенков форма квадрата хорошо читалась. В ответ Родченко создал знаменитую серию «Черное на черном».
#9
Казимир Малевич, Александр Родченко.
#6
Но Александр Родченко решал в этой серии совсем другую задачу: для него важнее была не форма объектов, а фактура живописи (шероховатость или гладкость поверхности, ее блеск или матовость). Художник покрывал холсты черной краской, и затем одни участки живописи заливал лаком, а другие оставлял матовыми. Объемы он создавал разными по текстуре и размерам мазками краски.

Сочетание блестящих и по-разному обработанных поверхностей заставляло воспринимать границы фактур как границы самих форм. В «Беспредметной композиции» 1918 года белые фигуры тоже созданы совершенно разными способами.
#7

Цвет

#14
#8
Дополнительный смысл картине придают всполохи красного, синего и зеленого цветов. Они то привязаны к форме, помогая создавать объем (как красные и зеленые линии на цилиндре), то парят сами по себе. Распределив их таким образом, Александр Родченко показал, что у любого цвета есть разные возможности: как быть частью готовой формы, так и существовать независимо от любых форм.
#15
читать дальшескрыть

Беспредметная композиция (Супрематизм)

Время создания
1918
Размер
73,2x50,5 см
Техника
холст, масло
2

Родченко А.М. Коллекция работ

Обложка журнала ЛЕФ №3
Обложка журнала ЛЕФ №3
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №8 (1928)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №8 (1928)
Библиотека иностранной литературы
Конструкция
Конструкция
Дагестанский музей изобразительных искусств
Обложка журнала ЛЕФ №2 (1924)
Обложка журнала ЛЕФ №2 (1924)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №7 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №7 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Обложка журнала Новый ЛЕФ №11-12 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №11-12 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №6 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №6 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №1 (1928)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №1 (1928)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №9 (1928)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №9 (1928)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №5 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №5 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала ЛЕФ №1
Обложка журнала ЛЕФ №1
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №3 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №3 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №3 (1928)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №3 (1928)
Библиотека иностранной литературы
Афиша премьеры спектакля «Клоп»
Афиша премьеры спектакля «Клоп»
Музей театрального и музыкального искусства
Обложка журнала Новый ЛЕФ №4 (1928)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №4 (1928)
Библиотека иностранной литературы
Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Фотография - искусство
Фотография - искусство
Библиотека иностранной литературы
Обложка журнала Новый ЛЕФ №10 (1927)
Обложка журнала Новый ЛЕФ №10 (1927)
Библиотека иностранной литературы
Треугольники
Треугольники
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском