Монументальное искусство всегда привлекало Сергея Тимофеевича Конёнкова. Более наглядно ему удалось выразить волнующие его идеи в монументально-декоративных формах именно в произведениях, предназначенных для архитектурных сооружений. Скульптор пишет:
Эскиз горельефа для здания Института геохимии
Время создания
1953
Размер
54x161x7 см
Техника
гипс тонированный
Коллекция
1
Открыть в приложении#3
#2
В пятьдесят третьем году от Академии наук я получил интереснейший заказ — надо было оформить фасад нового здания Института геохимии АН СССР имени В.И. Вернадского в Москве. Горельефы «Минералогия» и «Геология» выполнены в цементе и установлены через год на фасаде здания.
#1
Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН СССР создан в 1947 году в Москве, он занимался исследованием физико-химических теорий геологических процессов, прогнозированием добычи полезных ископаемых. Владимир Иванович Вернадский — выдающийся русский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Его интересовали такие науки, как минералогия, кристаллография, геохимия, геология, почвоведение, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история науки. Кроме того, он занимался организаторской и общественной деятельностью.
Аллегория науки, разведки недр земли, ее природных богатств и их освоение нашли свое выражение в горельефах. Они расположены на аттике здания, построенного в конце 40-х годов в духе русского классицизма, и придают этому центру науки торжественный и нарядный вид.
В экспозиции Смоленского музея представлены эскизы горельефов для здания Института геохимии им. В.И. Вернадского, выполненные в гипсе.
Скульптор решил задачу творчески. Оставаясь в рамках традиционных композиций классицизма, он расположил полуобнаженные фигуры в определенном ритме, подчеркивая более статичный центр с восседающей царицей-геохимией и наращивая динамику к краям рельефа в фигурах ее служителей, добывающих подземные сокровища. Особенно это заметно в эскизах рельефов. Тонко продумано равновесие целого. Очень красиво решено поле рельефа — просветы между фигурами становятся как бы частью орнамента, созданного формами кристаллов и природных образований, включенных в общий ритм изображений.
С. Конёнков использует не только традиции классического рельефа. В удлиненных пропорциях фигур, в их плавном, певучем ритме угадывается и опыт народных мастеров, сочетающих подчеркнутую декоративность с жизненностью поз и движений. Сравнительно высокая пластика рельефа создает богатую игру светотени.
читать дальшескрыть
Эскиз горельефа для здания Института геохимии
Время создания
1953
Размер
54x161x7 см
Техника
гипс тонированный
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться