Василий Верещагин — русский живописец-баталист и литератор. По собственному признанию, своим художественным развитием он был обязан неутомимым путешествиям по Востоку, Средней Азии, Индии, Палестине, Индонезии, Японии, которые совершал в течение всей жизни.
В конце 60-х годов XIX столетия генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии Константин Кауфман пригласил Верещагина поработать при нем штатным художником. 25-летний живописец согласился и отправился сначала в Ташкент, затем в Самарканд.
В то время Российская Империя воевала с Бухарским эмиратом и двумя соседними ханствами: Хивинским и Кокандским. Когда Кауфман занял Самарканд и отправился дальше, оставив там лишь небольшой гарнизон, местные жители восстали.
Находящийся в Самарканде Верещагин активно участвовал в обороне и контратаке при прорыве осаждающих, за что впоследствии его наградили орденом Святого Георгия 4-го класса.
Привезенные из Средней Азии работы в 1869 году он представил на выставке в столице. В том же году художник вновь отправился в Туркестан, в этот раз через Сибирь.
Живописная культура представленной картины, колористическая гармония, органичное богатство тоновых переходов и резкие контрасты света и тени свидетельствуют о том, что Верещагин создал ее именно во время своего второго пребывания в Самарканде.
На полотне запечатлена знаменитая площадь Регистан перед медресе Улугбека. С древних времен Регистан считался центром города и главной базарной площадью. Медресе Улугбека — это высшее учебное заведение, построенное около 1417 года правителем государства Тимуридов и ученым-астрономом Улугбеком. Оно предназначалось прежде всего для изучения исламского богословия и права, однако стало выдающимся учебно-научным центром Средней Азии XV века.
Произведение Верещагина иллюстрирует повседневную городскую жизнь. В лучах жаркого солнца открывается вид на небольшой рынок. Товар расположен зачастую просто на коврах под навесами, между ними ходят немногочисленные покупатели. Базар создает впечатление тихого и провинциального места, а медресе на заднем плане несет следы запустения и медленного разрушения.
Картина является частью «Туркестанской серии» художника. После участия в обороне Самаркандской крепости Верещагин увлекся поисками новой техники письма и передачи с помощью кисти особой колоритной атмосферы восточного быта. В цикл о впечатлениях от его пребывания в Средней Азии в итоге вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.
В конце 60-х годов XIX столетия генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии Константин Кауфман пригласил Верещагина поработать при нем штатным художником. 25-летний живописец согласился и отправился сначала в Ташкент, затем в Самарканд.
В то время Российская Империя воевала с Бухарским эмиратом и двумя соседними ханствами: Хивинским и Кокандским. Когда Кауфман занял Самарканд и отправился дальше, оставив там лишь небольшой гарнизон, местные жители восстали.
Находящийся в Самарканде Верещагин активно участвовал в обороне и контратаке при прорыве осаждающих, за что впоследствии его наградили орденом Святого Георгия 4-го класса.
Привезенные из Средней Азии работы в 1869 году он представил на выставке в столице. В том же году художник вновь отправился в Туркестан, в этот раз через Сибирь.
Живописная культура представленной картины, колористическая гармония, органичное богатство тоновых переходов и резкие контрасты света и тени свидетельствуют о том, что Верещагин создал ее именно во время своего второго пребывания в Самарканде.
На полотне запечатлена знаменитая площадь Регистан перед медресе Улугбека. С древних времен Регистан считался центром города и главной базарной площадью. Медресе Улугбека — это высшее учебное заведение, построенное около 1417 года правителем государства Тимуридов и ученым-астрономом Улугбеком. Оно предназначалось прежде всего для изучения исламского богословия и права, однако стало выдающимся учебно-научным центром Средней Азии XV века.
Произведение Верещагина иллюстрирует повседневную городскую жизнь. В лучах жаркого солнца открывается вид на небольшой рынок. Товар расположен зачастую просто на коврах под навесами, между ними ходят немногочисленные покупатели. Базар создает впечатление тихого и провинциального места, а медресе на заднем плане несет следы запустения и медленного разрушения.
Картина является частью «Туркестанской серии» художника. После участия в обороне Самаркандской крепости Верещагин увлекся поисками новой техники письма и передачи с помощью кисти особой колоритной атмосферы восточного быта. В цикл о впечатлениях от его пребывания в Средней Азии в итоге вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.