Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Отечественной войны 1812 года»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Не замай! – дай подойти!

Время создания
1887–1895 годы
Размер
203x152 см
Техника
холст, масло
9
Открыть в приложении
#3
Верещагин В.В.
Не замай! — дай подойти!
#2
Полотно живописца Василия Верещагина «Не замай! — дай подойти!» входит в состав триптиха «Старый партизан» и относится к левой его части. Центральную часть представляет картина «С оружием в руках — расстрелять!», а правую — «В штыки! Ура! Ура!».
#4
Средняя часть триптиха «С оружием в руках — расстрелять!»
#5
Правая часть триптиха «В штыки! Ура! Ура!»
#6
Группа партизан застыла в чаще зимнего леса. С землистыми от холода лицами, с окоченевшими губами, запорошенные с ног до головы снегом, простые мужики-крестьяне сурово наблюдают за приближающимся врагом.

На их лицах — память об убитых чужеземцами товарищах и братьях, об обесчещенных женах и дочерях, о детях, которым уже никогда не доведется повзрослеть… И эта память вздымает волну праведной ярости в душе каждого из героев картины.

А как простить «иродам» попрание родных святынь?! Церкви обращены в конюшни, в магазины, в казармы. В бойни для скота! Серебряные оклады сдирают с ликов и выбрасывают на улицу, как мусор, а сами святые иконы рубят на дрова! Как сердцу русскому выдержать такое?!

Вот уж замелькали промеж еловых лап ненавистные кивера и двууголки! Запульсировала, забегала мужицкая кровь по венам! Напасть бы сейчас… а нельзя! Нельзя! Главное оружие партизан — внезапность! Покажись раньше времени — французы перегруппируются и дадут засадной группе отпор. А что они могут противопоставить неприятельским мушкетонам да карабинам? Тесаки, пики да палки с прибитыми к ним косами?

Есть, конечно, и неплохие трофейные ружья, взятые с убитых французов. Есть и флинты начала прошлого века. Да не у всех. Лишь у тех, кто умеет с ними обращаться. А для остальных — топоры да косы! И с таким вооружением против превосходящих сил противника?! Нет… Ждать… Ждать!

«Не замай!.. Дай подойти! — шепчет деревенский староста Семен Архипыч, сжимая побелевшими пальцами топор, вынутый этим утром из колоды на заднем дворе. — Пущай минут. Сзаду навалимся!» И стоят, не дыша, мужики, послушные слову старшего односельчанина. Лишь в глазах свинцом тяжелеет решимость полечь самим, но не дать врагу уйти сегодня из этого леса.

Семен Архипович, ставший прототипом изображенного в композиционном центре партизана, — историческая личность. Он был старостой в одной из деревень Краснинского уезда Смоленской губернии, лежавшей на сорок верст в стороне от губернского большака. О нем живописец повествует на страницах своей книги «Наполеон в России».

В главе «Не замай! — дай подойти!» автор рассказывает, как непросто пришлось этому человеку в годы войны. Французы распускали слух, что смоленские земли уж никогда не будут русскими, и многие начинали помогать им, встречать хлебом-солью, отдавать последние запасы. Начались брожения. Старосту перестали слушать.

Но как прошла весть о чинимых интервентами зверствах да кощунствах, дело быстро переменилось. Семен с благословения местного батюшки и одобрения властей составил партизанскую партию из односельчан и стал бить группы французов, приближающихся к деревне в поисках провианта и фуража.

Всего за время войны отряд старосты Семена отправил к праотцам около полутора тысяч захватчиков, а около двух было взято в плен и сдано властям.
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Не замай! – дай подойти!

Время создания
1887–1895 годы
Размер
203x152 см
Техника
холст, масло
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Верещагин В.В. Коллекция работ

Японский нищий
Японский нищий
Государственный Русский музей
Негритянка
Негритянка
Вольский краеведческий музей
Отступление Наполеона из России
Отступление Наполеона из России
Государственный музей Л.Н. Толстого
Самарканд
Самарканд
Серпуховский историко-художественный музей
Письмо к матери
Письмо к матери
Ярославский художественный музей
Белая лошадь
Белая лошадь
Рыбинский музей-заповедник
Шипка-Шейново
Шипка-Шейново
Культура.РФ
Ночь. Шакалы
Ночь. Шакалы
Государственный Русский музей
Калмык на лошади в степи
Калмык на лошади в степи
Калужский музей изобразительных искусств
Богатый киргизский охотник с соколом
Богатый киргизский охотник с соколом
Культура.РФ
Подземная галерея в Эллоре
Подземная галерея в Эллоре
Массандровский дворец
На этапе. Дурные вести из Франции
На этапе. Дурные вести из Франции
Музей Отечественной войны 1812 года
Японка
Японка
Севастопольский художественный музей
Храм бога войны
Храм бога войны
Радищевский музей
Гора Казбек
Гора Казбек
Государственный Русский музей
Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца
Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца
Музей-квартира Голованова Н.С.
Руины египетского храма
Руины египетского храма
Горловский художественный музей
Мыс Фиолент вблизи Севастополя
Мыс Фиолент вблизи Севастополя
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%