В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ знаменитого художника Василия Васильевича Верещагина — «Японка», которая знакомит зрителей с менее известной стороной творчества художника.
В представленной картине ярко проявилась увлеченность живописца этнографией, особенностями быта, нравами и костюмами Японии. Даже колорит настраивает зрителя на восточный лад. Написана работа была во время путешествия художника по Японии. За 3 месяца Верещагин создал более 20 этюдов, на основе которых собирался позднее в Сухуми написать большие тематические картины. Он считал световоздушные климатические условия в этом районе наиболее близкими японским. Многие этюды из этой серии были не только подготовительным материалом, но и имели самостоятельную художественную ценность и, в первую очередь, севастопольская «Японка». Она была композиционно продумана, даже рама для нее выбрана специально и, скорее всего, по заказу самого художника. На раме вырезан восточный орнамент — стилизованные цветы и драконы в сложном переплетении. Большинство японских этюдов были приобретены Музеем Александра III в 1905 году с посмертной выставки Верещагина.
Знаменитый баталист Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) широко
известен своими произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года,
Русско-турецким войнам, и Туркестанской серией. Его называли
«художником-патриотом», «художником-воином». Он и погиб
на боевом посту: ушел под воду вместе с адмиралом Степаном
Осиповичем Макаровым на взорванном броненосце «Петропавловск». Верещагина,
конечно же, не мог не восхитить, оставить равнодушным подвиг
русских моряков, легендарных защитников Севастополя в годы Крымской
кампании. В 1899 году под впечатлением осмотра с комендантом города
мест кровопролитнейших сражений и рассказов о массовом героизме
участников обороны Севастополя Верещагин написал и в 1900 году издал
книгу «Севастополь». В ней звучал эмоциональный и взволнованный
рассказ защитников города и художника о драматических событиях. Вслед за этим должно было
последовать живописное воплощение темы, но смерть оборвала планы мастера.