Василий Верещагин, автор картины «Апофеоз войны», не раз оказывался на фронте и часто писал сюжеты о войне. Его видение сражений не всегда находило понимание у современников, художник даже отказывался от своего главного сюжета — но все равно остался в истории как один из главных русских баталистов.
Персона
Верещагин Василий Васильевич
Годы жизни: 1842—1904
#2
#3
Поездки за границу и учеба в Европе
#4
Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце. Его отец был предводителем дворянства. Верещагины хотели, чтобы их дети стали военными, поэтому Василий поступил в кадетское морское училище. Там он и начал рисовать: брал уроки и знакомился с художниками.
Окончив Кадетский корпус, Верещагин недолго служил, получил чин мичмана и вышел в отставку. В 1860 году он начал учиться в Академии художеств в Петербурге. Через три года художник оставил уроки и отправился на Кавказ. Его привлекал уклад местных жителей, и он писал этюды об их быте.«Путешествие признаю великою школою», — писал Верещагин.
С Кавказа Верещагин поехал во Францию. В Париже он попал к художнику-академисту Жану Леону Жерому, у которого подрабатывал и учился. В 1865 году Верещагин снова оказался на Кавказе, где писал с натуры. После недолгой поездки в Петербург осенью того же года он вернулся в Париж. В Россию художник приехал лишь спустя год — чтобы окончить курс в Академии художеств.
Окончив Кадетский корпус, Верещагин недолго служил, получил чин мичмана и вышел в отставку. В 1860 году он начал учиться в Академии художеств в Петербурге. Через три года художник оставил уроки и отправился на Кавказ. Его привлекал уклад местных жителей, и он писал этюды об их быте.«Путешествие признаю великою школою», — писал Верещагин.
С Кавказа Верещагин поехал во Францию. В Париже он попал к художнику-академисту Жану Леону Жерому, у которого подрабатывал и учился. В 1865 году Верещагин снова оказался на Кавказе, где писал с натуры. После недолгой поездки в Петербург осенью того же года он вернулся в Париж. В Россию художник приехал лишь спустя год — чтобы окончить курс в Академии художеств.
#5
Поездки в Туркестан
#6
После выпуска Василий Верещагин поехал как штатный художник в Туркменистан. Его пригласил Константин фон Кауфман, местный генерал-губернатор. В 1868 году самаркандская крепость попала в осаду — взбунтовались местные жители. За защиту гарнизона Верещагин получил орден Святого Георгия.
В Туркменистане художник работал над картинами. В 1869 году он выставил в Петербурге серию этюдов, посвященных жизни в Средней Азии. В столице художник не задержался: он отправился в Туркестан окружным путем — через Сибирь, Киргизию и Западный Китай. В Киргизии Верещагин остановился у приятеля и часто писал его юрту, собирал национальные орнаменты и узоры, изображал сцены из жизни местных людей.
Следующим пунктом назначения живописца стал Западный Китай, где власти боролись с бунтом уйгуров и дунган. Эксперты считают, что именно здесь Верещагин задумал «Апофеоз войны» под впечатлением от уничтоженных поселений. Картины, которые художник создал за время поездок по Азии, сложились в «туркестанскую серию» — ее тепло приняла публика в России и Европе.
С 1871 года Василий Верещагин жил в Мюнхене. Здесь он работал над полотнами на восточные сюжеты и создал 13 больших работ, более 80 этюдов и 130 рисунков. В 1873 году художник представил серию в лондонском Хрустальном дворце. В Великобритании картины не продались, и Верещагин хотел выставить их в России.
В Туркменистане художник работал над картинами. В 1869 году он выставил в Петербурге серию этюдов, посвященных жизни в Средней Азии. В столице художник не задержался: он отправился в Туркестан окружным путем — через Сибирь, Киргизию и Западный Китай. В Киргизии Верещагин остановился у приятеля и часто писал его юрту, собирал национальные орнаменты и узоры, изображал сцены из жизни местных людей.
Следующим пунктом назначения живописца стал Западный Китай, где власти боролись с бунтом уйгуров и дунган. Эксперты считают, что именно здесь Верещагин задумал «Апофеоз войны» под впечатлением от уничтоженных поселений. Картины, которые художник создал за время поездок по Азии, сложились в «туркестанскую серию» — ее тепло приняла публика в России и Европе.
С 1871 года Василий Верещагин жил в Мюнхене. Здесь он работал над полотнами на восточные сюжеты и создал 13 больших работ, более 80 этюдов и 130 рисунков. В 1873 году художник представил серию в лондонском Хрустальном дворце. В Великобритании картины не продались, и Верещагин хотел выставить их в России.
#7
«Туркестанская серия» в России
#8
Полотна «туркестанской серии» приехали в Петербург на следующий год. Экспозиция имела успех у публики, но не понравилась властям. В России ввели всеобщую воинскую повинность, и Верещагин, который приехал из мест сражений, должен был прославлять русскую армию. Но на его полотнах были запечатлены тяжелые условия боев и измотанные атаками люди.
Его работы не поняли и в художественном сообществе. Некоторые приемы, например сочетание множества ярких красок, противоречили живописным принципам, принятым в академических кругах. Но Павел Третьяков купил у Верещагина всю серию за 97 тысяч рублей.
Каждая картина цикла получила собственную раму, украшенную ориентальными узорами. Верещагин сам работал над оформлением, выбирал материалы, придумывал надписи-комментарии к конкретным работам. На багете«Апофеоза войны» он написал«Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим», а «Нападают врасплох» сопроводил фразой из летописи«Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут».
Его работы не поняли и в художественном сообществе. Некоторые приемы, например сочетание множества ярких красок, противоречили живописным принципам, принятым в академических кругах. Но Павел Третьяков купил у Верещагина всю серию за 97 тысяч рублей.
Каждая картина цикла получила собственную раму, украшенную ориентальными узорами. Верещагин сам работал над оформлением, выбирал материалы, придумывал надписи-комментарии к конкретным работам. На багете«Апофеоза войны» он написал«Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим», а «Нападают врасплох» сопроводил фразой из летописи«Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут».
#9
Индийская серия и поездка на русско-турецкий фронт
#10
Вскоре Василий Верещагин отправился в Индию, где провел несколько месяцев в разных регионах, в том числе в Гималаях. Он писал местную архитектуру, церемонии, представителей разных конфессий, которые жили в стране. В это же время пришло сообщение о том, что Верещагин стал по решению Академии художеств профессором. Он отказался от звания. Серию работ из Индии художник вновь представил в Петербурге. Публика ломилась на выставку, а больше половины полотен выкупил Третьяков.
В 1877 году началась Русско-турецкая война. Василий Верещагин отправился на фронт. В июне его серьезно ранили во время турецкой атаки на миноносец«Шутка». После трех месяцев лечения в Бухаресте художник вернулся в армию. Он присутствовал на неудачном штурме Плевны — город хотели взять к именинам императора. После него Верещагин написал картину«Царские именины», на которой изобразил множество погибших.
Полотна, которые Верещагин создал на Балканах, публика увидела в конце 1879 года в Париже. Художник писал Третьякову:
В 1877 году началась Русско-турецкая война. Василий Верещагин отправился на фронт. В июне его серьезно ранили во время турецкой атаки на миноносец«Шутка». После трех месяцев лечения в Бухаресте художник вернулся в армию. Он присутствовал на неудачном штурме Плевны — город хотели взять к именинам императора. После него Верещагин написал картину«Царские именины», на которой изобразил множество погибших.
Полотна, которые Верещагин создал на Балканах, публика увидела в конце 1879 года в Париже. Художник писал Третьякову:
#11
Передо мною как художником война, и ее я бью. <…> Вас… занимает не… мировая идея войны, сколько ее частности.
#12
Часть работ коллекционер купил — несмотря на желание Верещагина не дробить серию.
#13
Последние путешествия
#14
После выставки Василий Верещагин посетил Палестину и Сирию, где занялся евангельскими сюжетами. На картинах он представил библейских персонажей как обычных людей, что вызвало скандал в католической среде. Верещагин решил не демонстрировать серию в России и продал ее в США.
В 1887 году художник оставил мастерскую в Париже и переехал в Россию, где написал несколько картин о войне 1812 года. В 1893 году Верещагин решил объехать Русский Север. Здесь его интересовали редкие детали — интерьеры местных жителей, детали убранства.
В 1900-х годах Верещагин посетил Филиппины, Кубу, США. В 1903–1904 годах он отправился в Японию и на Дальний Восток. Из последних путешествий художник привез этюды в духе импрессионизма.
Когда Василий Верещагин был на Дальнем Востоке, началась Русско-японская война. Он отправился на фронт. 31 марта 1904 года во время взрыва на броненосце «Петропавловск» художник погиб.
В 1887 году художник оставил мастерскую в Париже и переехал в Россию, где написал несколько картин о войне 1812 года. В 1893 году Верещагин решил объехать Русский Север. Здесь его интересовали редкие детали — интерьеры местных жителей, детали убранства.
В 1900-х годах Верещагин посетил Филиппины, Кубу, США. В 1903–1904 годах он отправился в Японию и на Дальний Восток. Из последних путешествий художник привез этюды в духе импрессионизма.
Когда Василий Верещагин был на Дальнем Востоке, началась Русско-японская война. Он отправился на фронт. 31 марта 1904 года во время взрыва на броненосце «Петропавловск» художник погиб.
#1
читать дальшескрыть