Шрифт
Цвет
Графика
Верещагин В.В.
Персона

Верещагин Василий Васильевич

Годы жизни: 1842—1904
#2
Василий Верещагин, автор картины «Апофеоз войны», не раз оказывался на фронте и часто писал сюжеты о войне. Его видение сражений не всегда находило понимание у современников, художник даже отказывался от своего главного сюжета — но все равно остался в истории как один из главных русских баталистов.
#3

Поездки за границу и учеба в Европе

#4
Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце. Его отец был предводителем дворянства. Верещагины хотели, чтобы их дети стали военными, поэтому Василий поступил в кадетское морское училище. Там он и начал рисовать: брал уроки и знакомился с художниками.
Окончив Кадетский корпус, Верещагин недолго служил, получил чин мичмана и вышел в отставку. В 1860 году он начал учиться в Академии художеств в Петербурге. Через три года художник оставил уроки и отправился на Кавказ. Его привлекал уклад местных жителей, и он писал этюды об их быте. «Путешествие признаю великою школою», — писал Верещагин.

С Кавказа Верещагин поехал во Францию. В Париже он попал к художнику-академисту Жану Леону Жерому, у которого подрабатывал и учился. В 1865 году Верещагин снова оказался на Кавказе, где писал с натуры. После недолгой поездки в Петербург осенью того же года он вернулся в Париж. В Россию художник приехал лишь спустя год — чтобы окончить курс в Академии художеств.
#5

Поездки в Туркестан

#6
После выпуска Василий Верещагин поехал как штатный художник в Туркменистан. Его пригласил Константин фон Кауфман, местный генерал-губернатор. В 1868 году самаркандская крепость попала в осаду — взбунтовались местные жители. За защиту гарнизона Верещагин получил орден Святого Георгия.

В Туркменистане художник работал над картинами. В 1869 году он выставил в Петербурге серию этюдов, посвященных жизни в Средней Азии. В столице художник не задержался: он отправился в Туркестан окружным путем — через Сибирь, Киргизию и Западный Китай. В Киргизии Верещагин остановился у приятеля и часто писал его юрту, собирал национальные орнаменты и узоры, изображал сцены из жизни местных людей.

Следующим пунктом назначения живописца стал Западный Китай, где власти боролись с бунтом уйгуров и дунган. Эксперты считают, что именно здесь Верещагин задумал «Апофеоз войны» под впечатлением от уничтоженных поселений. Картины, которые художник создал за время поездок по Азии, сложились в «туркестанскую серию» — ее тепло приняла публика в России и Европе.
С 1871 года Василий Верещагин жил в Мюнхене. Здесь он работал над полотнами на восточные сюжеты и создал 13 больших работ, более 80 этюдов и 130 рисунков. В 1873 году художник представил серию в лондонском Хрустальном дворце. В Великобритании картины не продались, и Верещагин хотел выставить их в России.
#7

«Туркестанская серия» в России

#8
Полотна «туркестанской серии» приехали в Петербург на следующий год. Экспозиция имела успех у публики, но не понравилась властям. В России ввели всеобщую воинскую повинность, и Верещагин, который приехал из мест сражений, должен был прославлять русскую армию. Но на его полотнах были запечатлены тяжелые условия боев и измотанные атаками люди.

Его работы не поняли и в художественном сообществе. Некоторые приемы, например сочетание множества ярких красок, противоречили живописным принципам, принятым в академических кругах. Но Павел Третьяков купил у Верещагина всю серию за 97 тысяч рублей.

Каждая картина цикла получила собственную раму, украшенную ориентальными узорами. Верещагин сам работал над оформлением, выбирал материалы, придумывал надписи-комментарии к конкретным работам. На багете «Апофеоза войны» он написал «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим», а «Нападают врасплох» сопроводил фразой из летописи «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут».
#9

Индийская серия и поездка на русско-турецкий фронт

#10
Вскоре Василий Верещагин отправился в Индию, где провел несколько месяцев в разных регионах, в том числе в Гималаях. Он писал местную архитектуру, церемонии, представителей разных конфессий, которые жили в стране. В это же время пришло сообщение о том, что Верещагин стал по решению Академии художеств профессором. Он отказался от звания. Серию работ из Индии художник вновь представил в Петербурге. Публика ломилась на выставку, а больше половины полотен выкупил Третьяков.

В 1877 году началась Русско-турецкая война. Василий Верещагин отправился на фронт. В июне его серьезно ранили во время турецкой атаки на миноносец «Шутка». После трех месяцев лечения в Бухаресте художник вернулся в армию. Он присутствовал на неудачном штурме Плевны — город хотели взять к именинам императора. После него Верещагин написал картину «Царские именины», на которой изобразил множество погибших.

Полотна, которые Верещагин создал на Балканах, публика увидела в конце 1879 года в Париже. Художник писал Третьякову:
#11
Передо мною как художником война, и ее я бью. <…> Вас… занимает не… мировая идея войны, сколько ее частности.
#12
Часть работ коллекционер купил — несмотря на желание Верещагина не дробить серию.
#13

Последние путешествия

#14
После выставки Василий Верещагин посетил Палестину и Сирию, где занялся евангельскими сюжетами. На картинах он представил библейских персонажей как обычных людей, что вызвало скандал в католической среде. Верещагин решил не демонстрировать серию в России и продал ее в США.

В 1887 году художник оставил мастерскую в Париже и переехал в Россию, где написал несколько картин о войне 1812 года. В 1893 году Верещагин решил объехать Русский Север. Здесь его интересовали редкие детали — интерьеры местных жителей, детали убранства.
В 1900-х годах Верещагин посетил Филиппины, Кубу, США. В 1903–1904 годах он отправился в Японию и на Дальний Восток. Из последних путешествий художник привез этюды в духе импрессионизма.

Когда Василий Верещагин был на Дальнем Востоке, началась Русско-японская война. Он отправился на фронт. 31 марта 1904 года во время взрыва на броненосце «Петропавловск» художник погиб.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%