Иван Айвазовский — выдающийся художник-маринист, основатель оригинальной традиции русского пейзажа, вдохновленной природой прибрежного Крыма. Ученик Максима Воробьева — знаменитого живописца и профессора Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, наставника целой плеяды талантливых русских пейзажистов.
Айвазовский оставил после себя около 6 тысяч полотен. Особая манера художника заключалась в том, что небольшой по продолжительности отрезок времени он работал на открытом воздухе, а потом дописывал картину в мастерской, всегда оставляя место для импровизации.
«Прилив», как и многие свои работы, Айвазовский написал по памяти, всего за несколько часов после обеда и до практически мгновенного южного заката. Основой послужил мотив, найденный во время утренней прогулки по берегу моря.
Композиция отличается свободной ясностью. Органична трактовка подвижных фактур: морской воды, воздуха и света. Изыскан и колорит, подчиненный темперированной цветовой гамме.
Картина принадлежит к 1870-м годам, переходному периоду в творчестве Ивана Айвазовского. От декоративно броских, тщательно исполненных работ сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов он пришел к более сдержанной, но одновременно и более гибкой, богатой живописными приемами манере. В данный период художник создавал пейзажи в оттеночной гамме синего цвета.
На представленной картине мастер выбрал тот волнующий душу момент, когда море надвигается на зрителя, идет прямо из глубины. Слитная масса воды у горизонта, постепенно приближаясь, рассеивается в сверкающем многообразии гряд, гребней и капель и вдруг замирает, как бы отделенная от берега незримой границей.
Параллельные силуэты стремительного парусника на волнах и скромной двуколки, неторопливо катящей вдоль берега, развивают перед зрителем тему пограничья между морской зыбью и земной твердью.
Нечто подобное мы видим и в глубине пейзажа, где выразительный рубеж горизонта разделяет синеющую гладь воды и клубящиеся массы розоватых облаков. Двухколесная прогулочная повозка всем своим видом передает обыденную неторопливость быта старой Феодосии. Корабль под французским флагом — представитель большого мира, так органично связанного морем с малой родиной автора картины. Дальний вид, вероятно, побережье Коктебеля с Верблюжьей горой.
Айвазовский оставил после себя около 6 тысяч полотен. Особая манера художника заключалась в том, что небольшой по продолжительности отрезок времени он работал на открытом воздухе, а потом дописывал картину в мастерской, всегда оставляя место для импровизации.
«Прилив», как и многие свои работы, Айвазовский написал по памяти, всего за несколько часов после обеда и до практически мгновенного южного заката. Основой послужил мотив, найденный во время утренней прогулки по берегу моря.
Композиция отличается свободной ясностью. Органична трактовка подвижных фактур: морской воды, воздуха и света. Изыскан и колорит, подчиненный темперированной цветовой гамме.
Картина принадлежит к 1870-м годам, переходному периоду в творчестве Ивана Айвазовского. От декоративно броских, тщательно исполненных работ сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов он пришел к более сдержанной, но одновременно и более гибкой, богатой живописными приемами манере. В данный период художник создавал пейзажи в оттеночной гамме синего цвета.
На представленной картине мастер выбрал тот волнующий душу момент, когда море надвигается на зрителя, идет прямо из глубины. Слитная масса воды у горизонта, постепенно приближаясь, рассеивается в сверкающем многообразии гряд, гребней и капель и вдруг замирает, как бы отделенная от берега незримой границей.
Параллельные силуэты стремительного парусника на волнах и скромной двуколки, неторопливо катящей вдоль берега, развивают перед зрителем тему пограничья между морской зыбью и земной твердью.
Нечто подобное мы видим и в глубине пейзажа, где выразительный рубеж горизонта разделяет синеющую гладь воды и клубящиеся массы розоватых облаков. Двухколесная прогулочная повозка всем своим видом передает обыденную неторопливость быта старой Феодосии. Корабль под французским флагом — представитель большого мира, так органично связанного морем с малой родиной автора картины. Дальний вид, вероятно, побережье Коктебеля с Верблюжьей горой.