Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Шипка-Шейново

Время создания
1878–1879
Размер
147x299 см
Техника
холст, масло
15
Открыть в приложении
#1
Василий Верещагин
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
#2
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник Василий Верещагин служил на Балканах. Он был своего рода военным репортером: делал карандашные наброски и писал этюды на полях сражений. По возвращении в Россию живописец использовал эти материалы для создания картин балканской серии.
#3

«Это увидено, это наблюдено»

#4
Василий Верещагин был непосредственным участником событий русско-турецкой войны. Во время тяжелого зимнего перехода через Балканы и боев за Шипку художник делал зарисовки в путевом альбоме. В будущем он хотел воссоздать детали батальных сцен наиболее точно, поэтому собирал на полях сражений обмундирование, оружие, предметы военного быта. Позже, работая над полотном, Верещагин дважды ездил в Болгарию, на места былых сражений.
Когда французский живописец Жан Луи Эрнест Месонье увидел картину «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», он воскликнул: «Это увидено, это наблюдено!»
#5
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент
#6

Непарадная война Василия Верещагина

#7
Работая над картинами балканской серии, Василий Верещагин отступил от канонов художников-баталистов: он не писал бравых солдат на полях сражений и парадные победные марши. Героями его полотен стали раненые на переполненных перевязочных пунктах и священники, служащие панихиды по погибшим, пленные солдаты и усталые, замерзшие караульные.
Живописец называл войну «великой несправедливостью». Он говорил: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил, бью с размаху и без пощады».
#8
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент
#9

Победа под Шипкой и генерал Скобелев

#11
Картина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» — единственная в балканской серии, на которой Верещагин запечатлел радость победы. Внимание зрителя притягивает динамичная сцена у края полотна. На фоне горы Святого Николая изображен генерал Скобелев на белом коне. Скобелев поздравляет солдат с победой. За ним — офицеры, среди них Василий Верещагин написал и себя (со знаменем на гнедом коне).
В мемуарах живописец вспоминал эти минуты ликования: «Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко подняв над головой фуражку, он закричал своим звонким голосом: „Именем Отечества, именем государя, спасибо, братцы!“ Слезы были у него на глазах. Трудно передать словами восторг солдат: все шапки полетели вверх, и опять и опять, все выше и выше — ура! ура! ура! ура! без конца. Я написал потом эту картину».
#12
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент
#13

Выразительные детали

#14
Василий Верещагин написал две картины «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», одна из них хранится в Третьяковской галерее, вторая — в Русском музее Петербурга. Композиции полотен практически одинаковые: на переднем плане — раненые и убитые, сзади — офицеры и солдаты празднуют победу. Однако на полотне Третьяковки передний план разгружен, натуралистичные краски уступили место светлым прозрачным тонам. Художник переписал некоторые фигуры: поза погибшего русского солдата со вскинутыми руками стала еще более неестественной и драматичной. Эти акценты сделали полотно лаконичным и при этом — более экспрессивным.
#15
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). Василий Верещагин. 1883—1888. Государственный Русский музей
#16

Сдержанные краски

#18
На картине «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» доминирует стерильный белый цвет. Умелый колорист Василий Верещагин писал все балканские полотна в сдержанных тонах, в отличие от ярких картин из Туркестана и Индии. Это связано и с военными сюжетами, которые художник стремился изобразить во всей их неприглядности, и с местом действия. Яркое солнце Агры и пронзительно синее небо Гималаев сменились пасмурной погодой Балкан, насыщенные пейзажи — жухлой травой и снегами, на смену экзотическим костюмам южан пришла военная форма солдат и офицеров.
Работая с цветом картин балканской серии, Верещагин стремился найти подходящее естественное освещение — без ярких солнечных лучей, равномерное и постоянное в течение суток. В доме под Парижем художник построил две мастерские. Зимой он работал в помещении со стеклянной стеной. А конструкция открытой летней мастерской была так оригинальна, что о ней писали газеты: «Представьте себе огромнейший багажный вагон, открытый с обеих сторон сверху донизу и стоящий колесами на рельсах, описывающих круг величиною с большую арену в цирке. Полотно этой оригинальной железной дороги окружено забором. Внутри вагона находится ручка, посредством которой один человек без труда может приводить в движение всю огромную храмину и делать целый тур по рельсам». Верещагин передвигал мастерскую, подбирая подходящий для работы свет в зависимости от времени суток и погоды.
#19
Василий Верещагин. Повозка богатых людей в Дели. 1875. Государственная Третьяковская галерея;
Василий Верещагин. Верблюд во дворе караван-сарая. 1869—1970. Государственная Третьяковская галерея; 
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876. Государственная Третьяковская галерея
читать дальшескрыть

Шипка-Шейново

Время создания
1878–1879
Размер
147x299 см
Техника
холст, масло
15
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Верещагин В.В. Коллекция работ

Японский нищий
Японский нищий
Государственный Русский музей
Храм бога войны
Храм бога войны
Радищевский музей
Ночь. Шакалы
Ночь. Шакалы
Государственный Русский музей
Богатый киргизский охотник с соколом
Богатый киргизский охотник с соколом
Культура.РФ
Руины египетского храма
Руины египетского храма
Горловский художественный музей
Подземная галерея в Эллоре
Подземная галерея в Эллоре
Массандровский дворец
Не замай! – дай подойти!
Не замай! – дай подойти!
Музей Отечественной войны 1812 года
Калмык на лошади в степи
Калмык на лошади в степи
Калужский музей изобразительных искусств
Письмо к матери
Письмо к матери
Ярославский художественный музей
Отступление Наполеона из России
Отступление Наполеона из России
Государственный музей Л.Н. Толстого
Японка
Японка
Севастопольский художественный музей
Самарканд
Самарканд
Серпуховский историко-художественный музей
Гора Казбек
Гора Казбек
Государственный Русский музей
Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца
Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца
Музей-квартира Голованова Н.С.
Негритянка
Негритянка
Вольский краеведческий музей
Белая лошадь
Белая лошадь
Рыбинский музей-заповедник
Мыс Фиолент вблизи Севастополя
Мыс Фиолент вблизи Севастополя
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
На этапе. Дурные вести из Франции
На этапе. Дурные вести из Франции
Музей Отечественной войны 1812 года
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%