Картина Василия Верещагина посвящена последнему этапу Отечественной войны 1812 года. Лев Толстой повествует о нем в четвертом томе романа «Война и мир». Остатки армии Наполеона отступали от Москвы по разоренной Смоленской дороге. Солдаты падали от голода и небывалых крепких морозов, умирали от вспышек чумы и холеры. Со всех сторон французов преследовали русские партизаны и крестьяне с палками, топорами и лопатами. Армия Наполеона шла мимо сел и деревень, которые недавно жгла и разоряла.
Исход французов из России был настоящим бедствием, которое длилось с октября по декабрь. Наполеон добровольно повернулся спиной к Михаилу Кутузову и отдал приказ к отступлению, не решившись на генеральный бой. Это случилось через полтора месяца после того, как Москва была сдана французам и сгорела почти полностью. За это время Кутузов укрепил русскую армию, а мощное народное сопротивление удвоило ее силы.
Лев Толстой полагал, что именно нравственная, моральная победа русских войск в Бородинском сражении была первопричиной всех последующих неудач французов. Писатель считал, что врага победила не армия, а русский народ, который способен на истинный подвиг ради Отечества.
Василий Верещагин — русский живописец, наиболее известный как художник-баталист. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии, учился в Петербургской Академии художеств, а затем в Париже под руководством Жана-Леона Жерома. Верещагин много путешествовал по Средней Азии, Китаю, Индии, Тибету, бывал в Сирии, Палестине, США. Он участвовал в завоевании Туркестана, получил тяжелое ранение в Русско-турецкой войне и погиб в 61 год на Русско-японской войне из-за подрыва на мине броненосца «Петропавловск» возле Порт-Артура.
Многие картины Василия Верещагина отражали антивоенные настроения и потому вызывали недовольство в высших кругах, которые упрекали художника в отсутствии патриотизма. Несмотря на это, император Александр III признавал его талант, а сам Верещагин оставался верен России. Его самая известная картина, ставшая хрестоматийным образом, — «Апофеоз войны» с грудой человеческих черепов.
Исход французов из России был настоящим бедствием, которое длилось с октября по декабрь. Наполеон добровольно повернулся спиной к Михаилу Кутузову и отдал приказ к отступлению, не решившись на генеральный бой. Это случилось через полтора месяца после того, как Москва была сдана французам и сгорела почти полностью. За это время Кутузов укрепил русскую армию, а мощное народное сопротивление удвоило ее силы.
Лев Толстой полагал, что именно нравственная, моральная победа русских войск в Бородинском сражении была первопричиной всех последующих неудач французов. Писатель считал, что врага победила не армия, а русский народ, который способен на истинный подвиг ради Отечества.
Василий Верещагин — русский живописец, наиболее известный как художник-баталист. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии, учился в Петербургской Академии художеств, а затем в Париже под руководством Жана-Леона Жерома. Верещагин много путешествовал по Средней Азии, Китаю, Индии, Тибету, бывал в Сирии, Палестине, США. Он участвовал в завоевании Туркестана, получил тяжелое ранение в Русско-турецкой войне и погиб в 61 год на Русско-японской войне из-за подрыва на мине броненосца «Петропавловск» возле Порт-Артура.
Многие картины Василия Верещагина отражали антивоенные настроения и потому вызывали недовольство в высших кругах, которые упрекали художника в отсутствии патриотизма. Несмотря на это, император Александр III признавал его талант, а сам Верещагин оставался верен России. Его самая известная картина, ставшая хрестоматийным образом, — «Апофеоз войны» с грудой человеческих черепов.