«Балюстрада» — одна из картин кисти Игоря Эммануиловича Грабаря, представленных на IV выставке картин «Мира искусства», состоявшейся в 1902 году. Выставка принесла Грабарю не просто признание, но ошеломляющий успех и «признание главным образом среди художников». Еще до открытия выставки о пополнении своей коллекции одним из девяти представленных произведений Грабаря спорили два музея — Третьяковская галерея и Музей Александра III.
В числе работ художника, приобретенных с выставки, была и картина «Балюстрада», украсившая частное собрание фабриканта Ивана Абрамовича Морозова, известного среди коллекционеров тягой к произведениям французской и русской живописи конца XIX — начала XX века.
Грабарь — художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель и педагог. Ученик Лицея цесаревича Николая, Московского общества любителей художеств, студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Петербургской Академии художеств. По окончании Академии Грабарь со своим другом Дмитрием Николаевичем Кардовским отправился за границу «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства»: сначала они посетили Париж, затем — Мюнхен, где обучались в лучшей в Европе школа Антона Ашбе. Талантливый Грабарь из ученика очень скоро перешел в ранг ассистента, и это поменяло название школы, которая на два года стала школой Ашбе-Грабаря. Именно там Грабарь окончательно переосмыслил роль цвета в живописи, открыв для себя его неограниченные возможности.
Пейзаж «Балюстрада» был создан в сентябре 1901 года
в подмосковной живописной старинной усадьбе Наро-Фоминское, принадлежавшем
семье князей Щербатовых. Кажется, что пейзаж «Балюстрада» написан легко, без
усилий, на одном дыхании. Несмотря на фрагментарность, изображены
угол старинного двухэтажного усадебного дома, часть балкона-террасы, внизу парк
с золотом листвы — композиция тщательно продумана. Она позволяет зрителю
невольно раздвинуть в своем воображении пределы полотна и начать
воспринимать видимое как часть огромного мира. Для Грабаря сама натура
становится носителем гаммы чувств, и свою задачу художник сводит
к созданию цветового образа. Очевидно, что живописная система
импрессионизма встречается в творчестве Грабаря с лирическими чертами
русской живописной традиции, идущими от Поленова и Левитана. Художник
уходит в мир слияния человека с природой, в мир внутренней
гармонии, которую он видит в прежней усадебной жизни.