«Вид Рима с горы Марио» — одна из картин постоянной экспозиции зала русского искусства Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Полотно представляет собой авторскую копию одноименной картины, написанной русским художником Василием Егоровичем Раевым по заказу Академии художеств.
Василий Егорович Раев — один из немногих художников в России, вышедших из крепостных. Родился он в 1808 году в селе Волок Холмского уезда Псковской губернии. В 1829 году помещик И.А. Кушелев определил одаренного талантом рисования юношу в Арзамасскую школу живописи академика Александра Васильевича Ступина — первую в России провинциальную частную художественную школу для крепостных крестьян.
В 1834 году, после окончания школы, Раев оказался в Петербурге, но путь в Академию для него оставался закрыт. Меценат и представитель известнейшей уральской династии Павел Николаевич Демидов, думая выкупить молодого автора, пригласил его в Нижний Тагил для писания с натуры видов заводов. Эти работы, показанные в Академии художеств, вызвали высокую оценку. Но случилось это только через пять лет: в 1839 году, в 31 год, Василий Егорович Раев получил долгожданную вольную, избавившись от крепостной зависимости. В 1842 году художник отправился на стажировку в Италию на средства графа Василия Алексеевича Перовского.
В 1845 году Раев известил Академию художеств о выполнении ее заказа — картины «Вид на Рим с Монте-Марио». Раев с документальной точностью старался запечатлеть облик города и его окрестности, увиденные им с самой высокой точки — горы Марио. Картина полностью соответствовала требованиям Петербургской Академии художеств, и в 1851 году Раев за заслуги и за нее в частности получил звание академика пейзажной живописи. Впоследствии художник выполнил несколько вариантов этой работы, ныне хранящейся в Государственном Русском музее.
Вероятно, эта картина была создана в Москве и передана Раевым в коллекцию Козьмы Терентьевича Солдатенкова, где и бытовала до 1901 года. После смерти мецената, по его завещанию, коллекция была передана в Московский Румянцевский музей, который в 1924 году был расформирован, и картина попала в Государственный музейный фонд. Спустя год ее распределили в Нижнетагильский краеведческий музей, а в 1959 году она была переведена в Музей искусств.