Сергей Симаков впервые представил картину «Степан Разин» на рижской выставке «Под Благодатным Покровом» в 1989 году. В это время художник стремился «подвести итог» языческим темам, к которым он часто обращался в своих ранних работах. При этом Симаков не отказался от сюрреалистических приемов. Так он стремился передать «путаницу и неустроенность» давней эпохи, «проникнуть в темную бездну подсознания» русской истории.
Степан Разин — донской казак. Он возглавил крупнейшее в допетровскую эпоху крестьянское восстание 1670–1671 годов. На картине — бунтарь посажен в яму, металлическими цепями прикован к деревянным столбам. Его лицо искажено гримасой боли и злобы: вероятно, это сцена перед казнью на Красной площади. С образом главного персонажа резко контрастирует фигура Алексея Михайловича Тишайшего — второго царя из династии Романовых. Верхом на коне, он возвышается над происходящим, а выражение его лица подчеркнуто спокойно.
В трактовке Сергея Симакова казнь Степана Разина не стала финальной точкой XVII столетия, который в российской истории известен как «бунташный век». В правом углу реет бескрылая и безногая мифическая птица Гамаюн, появление которой, по преданию, предвещало скорую смерть правителя. На лицах второстепенных персонажей страх и отчаяние сочетаются с осторожной надеждой.
Противоречивая историческая фигура Разина привлекала внимание русских поэтов и писателей — о нем размышляли Александр Пушкин, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Евгений Евтушенко и многие другие. Его образ популярен и в русской живописи: на полотне Василия Сурикова — властный и даже деспотичный Разин плывет в лодке вместе со своим войском, а Борис Кустодиев создал романтизированный образ бунтаря.
Степан Разин — донской казак. Он возглавил крупнейшее в допетровскую эпоху крестьянское восстание 1670–1671 годов. На картине — бунтарь посажен в яму, металлическими цепями прикован к деревянным столбам. Его лицо искажено гримасой боли и злобы: вероятно, это сцена перед казнью на Красной площади. С образом главного персонажа резко контрастирует фигура Алексея Михайловича Тишайшего — второго царя из династии Романовых. Верхом на коне, он возвышается над происходящим, а выражение его лица подчеркнуто спокойно.
В трактовке Сергея Симакова казнь Степана Разина не стала финальной точкой XVII столетия, который в российской истории известен как «бунташный век». В правом углу реет бескрылая и безногая мифическая птица Гамаюн, появление которой, по преданию, предвещало скорую смерть правителя. На лицах второстепенных персонажей страх и отчаяние сочетаются с осторожной надеждой.
Противоречивая историческая фигура Разина привлекала внимание русских поэтов и писателей — о нем размышляли Александр Пушкин, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Евгений Евтушенко и многие другие. Его образ популярен и в русской живописи: на полотне Василия Сурикова — властный и даже деспотичный Разин плывет в лодке вместе со своим войском, а Борис Кустодиев создал романтизированный образ бунтаря.