На этой картине художник Сергей Симаков изобразил событие, которое, согласно нескольким источникам, произошло в Свято-Успенской Саровской пустыни в 20-е годы XIX века. В это время к необычайно почитаемому монаху-отшельнику Серафиму Саровскому за благословением якобы пришел Павел Пестель. Он был руководителем Южного общества декабристов и одним из лидеров антимонархического восстания 1825 года. Какое-то время Серафим не обращал внимания на гостя, а затем поинтересовался: «Какой ты веры?». Пестель ответил, что он «не русской веры». Это рассердило монаха: «Так гряди, откуда пришел!»
Серафим Саровский. «Гряди, откуда ты пришел»
Время создания
1985 год
Размер
124x154 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Симаков С. Б.
Серафим Саровский. «Гряди, откуда ты пришел» (Серафим Саровский прогоняет масона)
#2
#3
Портрет Павла Ивановича Пестеля, 1824 год
Источник: wikipedia.org
#4
Композиция этой картины задана противостоянием двух фигур. Слева изображен офицер — парадная одежда, эполеты и знаки отличия говорят о его высоком чине. Он встревожен и взволнован: на лице даже видны капли пота. Серафим выглядит суровым. Их уравновешивает фигура послушника: сейчас он занимает сторону офицера и пытается ему помочь. По легенде, после того как Серафим прогнал Пестеля, послушник попросил у монаха объяснений. И отшельник отвел его к колодцу, который выкопал сам, — он изображен на картине. Обычно спокойная и чистая вода была взбаламучена, в центре крутилась воронка с лесным мусором. «Так и этот человек, который приходил сюда, намеревается возмутить Россию», — сказал Серафим.
Симаков не раз обращался к образу святого из Саровской пустыни. Позднее, в 1990-м году, он изобразил его в иконописной манере на полотне «Серафим Саровский благословляет семью царя». На этой картине он изобразил его встречу с Николаем II и его семьей. Хотя монарх и старец жили в разное время, их связала духовная жизнь: считается, что Серафим предсказал мученическую смерть последнего русского императора, а царь лично настоял на канонизации монаха.
Симаков не раз обращался к образу святого из Саровской пустыни. Позднее, в 1990-м году, он изобразил его в иконописной манере на полотне «Серафим Саровский благословляет семью царя». На этой картине он изобразил его встречу с Николаем II и его семьей. Хотя монарх и старец жили в разное время, их связала духовная жизнь: считается, что Серафим предсказал мученическую смерть последнего русского императора, а царь лично настоял на канонизации монаха.
#5
Сергей Симаков, «Серафим Саровский благословляет семью царя», 1990 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#6
На других картинах Симаков также изображал великих православных подвижников: Леонтия Ростовского, Сергия Радонежского, Евфросинию Полоцкую, Антония и Феодосия Печерских. На своей последней светской картине, «Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие» 1991 года, художник обратился к образам основателей Соловецкого монастыря. После этого он занимался только иконописью, а позже под именем отец Рафаил стал игуменом, настоятелем угличской церкви Михаила Архангела «в бору».
#7
Сергей Симаков, «Леонтий Ростовский», 1987 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#8
Сергей Симаков, «Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие», 1991 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#9
ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Серафим Саровский. «Гряди, откуда ты пришел»
Время создания
1985 год
Размер
124x154 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться