В 1983 году художник-нонконформист Сергей Симаков принял крещение и обвенчался со своей супругой. С этого времени он начал уделять особое внимание славянским и духовным сюжетам. В этом же году художник написал «Спор жизни со смертью» — картину, в которой, по его словам, отражен результат «путешествий по обширным пространствам древнерусской литературы».
Спор жизни со смертью
Время создания
1983 год
Размер
150x180 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Симаков С. Б.
Спор жизни со смертью
#2
#3
В основе полотна лежит сюжет, известный в западном искусстве с XIV века как Пляска смерти или Макабр — иносказательное изображение торжества сил смерти над бренным бытием человека. Симаков обратился к его русской версии, которая восходит к «Повести о прении живота со смертью» XVI века. В одном из русских вариантов пляски описывается история богатыря Аники-воина — хвастуна, который дерзнул насмехнуться над самой смертью и за это был убит. Так в этом сюжете появился моральный подтекст: каждого человека ждет неизбежное покаяние.
Михаэль Вольгемут, «Пляска смерти», 1493 год
Источник: wikipedia.org
#4
На картине Симакова «некий человек», «удалой воин» встретил «смерть» в образе всадника. В руке богатыря горит жемчужное ожерелье: это отсылка к Священному писанию. Согласно Евангелию от Матфея, Царство Божие может быть уподоблено жемчужине — ее один купец выменял на все свои сбережения, чтобы обрести вечную духовную жизнь. Пылающее ожерелье в руках воина означает не только конец его земной жизни, но и возможную утрату Царствия Небесного.
В полотне «Спор жизни со смертью» можно рассмотреть отсылку к работе Виктора Васнецова — мастера исторической и фольклорной живописи. И в фигуре воина, и в образе богатыря с картины «Витязь на распутье» подчеркнута неизбежность расплаты за выбранный путь. Также Васнецов изображал воинство смерти в виде конных всадников: например, на полотне «Воины апокалипсиса».
В полотне «Спор жизни со смертью» можно рассмотреть отсылку к работе Виктора Васнецова — мастера исторической и фольклорной живописи. И в фигуре воина, и в образе богатыря с картины «Витязь на распутье» подчеркнута неизбежность расплаты за выбранный путь. Также Васнецов изображал воинство смерти в виде конных всадников: например, на полотне «Воины апокалипсиса».
#5
Виктор Васнецов, «Витязь на распутье», 1882 год
Источник: wikipedia.org
#6
Виктор Васнецов, «Воины апокалипсиса», 1887 год
Источник: wikipedia.org
#11
Тема нравственного выбора человека появлялась и в более поздних работах Сергея Симакова. К примеру, в правой части триптиха «Утро славян» горделивый воин, в котором соединились черты богатырей-хвастунов Василия Буслаева и Аники-воина, погиб, пытаясь завладеть чудесной силой языческой реликвии — Алатырь-камня. На центральной картине этого же триптиха художник изобразил дохристианскую жизнь русских народов в виде пугающего языческого кошмара.
#12
Сергей Симаков, «Камень Алатырь», правая часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#9
Сергей Симаков, «Конь Святовита», центральная часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#10
ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Спор жизни со смертью
Время создания
1983 год
Размер
150x180 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться