Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Под Благодатным Покровом»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Камень Алатырь

Время создания
1984–1985 годы
Размер
173x93 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1
Симаков С. Б.
Утро славян. Триптих. Камень Алатырь
#2
Художник Сергей Симаков родился в 1949 году в Москве, там же окончил Архитектурный институт (МАРХИ) — в 1972-м. Он с детства увлекался живописью, в 1970-х создавал импрессионистские и сюрреалистические полотна. В это же время он вошел в объединение «Двадцать московских художников» — группу советских художников-нонконформистов, которые устраивали аншлаговые выставки полузапрещенного искусства в подвале дома № 28 на Малой Грузинской улице. 

Однако в 1980-е ведущим направлением в творчестве Сергея Симакова становится религиозная живопись. Он обратился к православию: крестился, обвенчался со своей супругой. В это же время художник купил дом для летней мастерской в угличской деревне Загайново. Неподалеку от нее находится Церковь Михаила Архангела «что в бору» — сначала Симаков и его супруга Елена посещали ее как прихожане, помогали в бытовых делах отцу Иоанну, а в 1991 году Сергей Симаков был рукоположен в священника, и спустя некоторое время стал настоятелем храма. После смерти жены в 2005 году он принял монашеский постриг. Сейчас бывший художник Сергей Симаков — настоятель храма Михаила Архангела «что в бору» игумен Рафаил.
#3
В 1984-85 годах Симаков завершил триптих «Утро славян», в котором изобразил сцены из славянской мифологии. Это было последнее произведение с языческими мотивами в его творчестве. «Камень Алатырь» — правая часть триптиха. Согласно славянским былинам, сказкам и мифам, Алатырь — самый большой на свете камень, «всем камням отец», пуп земли, на который нанесены сакральные письмена. Считалось, что если найти его, то можно обрести невероятную силу и неуязвимость. 

Значительную часть картины занимает изображение огненной реки Смородины (название произошло от слова «смрад») или Пучай-реки. Это славянский аналог древнегреческого Стикса, мифической реки, которая разделяет миры живых и мертвых. В центральном изображении — придавленного конем человека — художник соединил образы двух богатырей: Аники-воина и Василия Буслаева. По преданиям, они оба обладали невероятной силой, но использовали ее для своего развлечения. В итоге оба погибли, пытаясь доказать безграничное удальство. Богатырь на картине попытался добраться до изображенного у верхнего поля Алатыря, но потерпел неизбежную неудачу. 

О судьбе тех, кто дерзнет это сделать, напоминает изображенный в правом нижнем углу мальчик — он показывает пальцем на упавшего богатыря. В аннотации к этой картине Симаков написал: «Странник на земле человек. Кто объяснит ему, зачем он пришел в эту жизнь?» В этом полотне автор рассуждает о смысле человеческой жизни и губительности гордыни.
#5
Сергей Симаков, «Конь Святовита», центральная часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
Центральной частью триптиха «Утра славян» стала картина «Конь Святовита», где Симаков изобразил светлое славянское божество в трех образах, олицетворяющих Святую Троицу. Это символ эпохи христианства, которая вскоре наступит для древних жителей Руси.
#8
Левая часть — это «Древо жизни». На яркой картине изображены множество языческих символов, однако главная героиня полотна полна задумчивости и предвкушения перемен.
#9
Сергей Симаков «Древо жизни», левая часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Камень Алатырь

Время создания
1984–1985 годы
Размер
173x93 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Симаков С.Б. Коллекция работ

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие
Угличский музей
Преподобный Корнилий Псково-Печерский
Преподобный Корнилий Псково-Печерский
Угличский музей
Леонтий Ростовский
Леонтий Ростовский
Угличский музей
Древо жизни
Древо жизни
Угличский музей
Голгофа
Голгофа
Угличский музей
Серафим Саровский. «Гряди, откуда ты пришел»
Серафим Саровский. «Гряди, откуда ты пришел»
Угличский музей
Серафим Саровский благословляет семью царя
Серафим Саровский благословляет семью царя
Угличский музей
Марк Аврелий
Марк Аврелий
Угличский музей
Призвание Евфросинии Полоцкой
Призвание Евфросинии Полоцкой
Угличский музей
Конь Святовита
Конь Святовита
Угличский музей
Борис и Глеб
Борис и Глеб
Угличский музей
Угличское разорение. 1610 год
Угличское разорение. 1610 год
Угличский музей
Степан Разин
Степан Разин
Угличский музей
Святой мученик Трифон
Святой мученик Трифон
Угличский музей
Дружина Евпатия Коловрата
Дружина Евпатия Коловрата
Угличский музей
Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
Угличский музей
Инок Василиск у стен храма Михаила Архангела
Инок Василиск у стен храма Михаила Архангела
Угличский музей
Святые Антоний и Феодосий Печерские
Святые Антоний и Феодосий Печерские
Угличский музей
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Угличский музей
Благовещение в Кремле
Благовещение в Кремле
Угличский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%