Сударь или сударий (буквально «платок») — это один из покровов, которым во время богослужения накрывали литургические сосуды. Он символизирует ткани, которыми Христос был покрыт при рождении, и плат, закрывавший его лицо в гробу. Традиционно, для разных сосудов используют разные покровы. К потирам — чашам для освящения вина и принятия причастия — положены судари, на которых вышивают изображения Богоматери с младенцем Христом, распятие, поясные образы Иисуса. Литургические блюда, дискосы, покрывают платками с несколькими вариантами сюжета «Се агнец».
Агнец Божий — это символическое наименование Христа, в котором подчеркивается принесенная им жертва. Ее прообразом послужили ветхозаветные события: считается, что первую жертву принесли Адам и Ева, с жертвами связана жизнь их сыновей Авеля и Каина.
Сударь из коллекции Галереи выполнен в допетровские времена. Его создали в XVII веке в угличском Богоявленском женском монастыре. Христос изображен здесь лежащим на дискосе, по сторонам от него стоят ангелы, а вверху реют крылатые небесные существа высшего ангельского чина — херувимы. По верхнему краю сударя написано «Се агнец божий вземяй грехи мира» («Вот агнец Божий, который берет на себя грехи мира»).
Сударь изготовлен из атласа — плотной шелковой ткани с гладкой лицевой поверхностью. Лицо и тело Христа вышиты атласным швом шелковыми нитками телесного цвета. Нимб, дискос и находящаяся над сосудом восьмилепестковая звездица выполнены декоративными золотыми и серебряными нитями. Они вышиты в прикреп, то есть прикреплены стежками из более тонкого крученого шелка. Золотыми и серебряными нитями также изображены одежды, крылья и нимбы ангелов. Вышивальщица умело изобразила лица и другие мелкие детали, тщательно выполнила все швы, со вкусом подобрала цвета — все это говорит о ее большом мастерстве.
Подобный сюжет крайне редко встречается на иконах, однако распространен на покровах для дискосов: например, сударь XVII века с таким изображением хранится в Русском музее. Среди примеров икон — центральный рисунок на старообрядческом створчатом образе «Се Агнец Божий» XVII–XVIII веков.
Агнец Божий — это символическое наименование Христа, в котором подчеркивается принесенная им жертва. Ее прообразом послужили ветхозаветные события: считается, что первую жертву принесли Адам и Ева, с жертвами связана жизнь их сыновей Авеля и Каина.
Сударь из коллекции Галереи выполнен в допетровские времена. Его создали в XVII веке в угличском Богоявленском женском монастыре. Христос изображен здесь лежащим на дискосе, по сторонам от него стоят ангелы, а вверху реют крылатые небесные существа высшего ангельского чина — херувимы. По верхнему краю сударя написано «Се агнец божий вземяй грехи мира» («Вот агнец Божий, который берет на себя грехи мира»).
Сударь изготовлен из атласа — плотной шелковой ткани с гладкой лицевой поверхностью. Лицо и тело Христа вышиты атласным швом шелковыми нитками телесного цвета. Нимб, дискос и находящаяся над сосудом восьмилепестковая звездица выполнены декоративными золотыми и серебряными нитями. Они вышиты в прикреп, то есть прикреплены стежками из более тонкого крученого шелка. Золотыми и серебряными нитями также изображены одежды, крылья и нимбы ангелов. Вышивальщица умело изобразила лица и другие мелкие детали, тщательно выполнила все швы, со вкусом подобрала цвета — все это говорит о ее большом мастерстве.
Подобный сюжет крайне редко встречается на иконах, однако распространен на покровах для дискосов: например, сударь XVII века с таким изображением хранится в Русском музее. Среди примеров икон — центральный рисунок на старообрядческом створчатом образе «Се Агнец Божий» XVII–XVIII веков.
Некоторые христиане верят, что до наших дней сохранился описанный в Евангелиях сударь самого Христа. Отрез льняной ткани со следами крови и лимфы хранится в испанском Кафедральном соборе Овьедо и почитается как реликвия. Ученым удалось выяснить, что эта ткань покрывала лицо человека, который находился в вертикальном положении с поднятыми вверх руками, а его правая щека касалась плеча. История этой реликвии известна с VII века, и ей приписывают иерусалимское происхождение.Некоторые христиане верят, что до наших дней сохранился описанный в Евангелиях сударь самого Христа. Отрез льняной ткани со следами крови и лимфы хранится в испанском Кафедральном соборе Овьедо и почитается как реликвия. Ученым удалось выяснить, что эта ткань покрывала лицо человека, который находился в вертикальном положении с поднятыми вверх руками, а его правая щека касалась плеча. История этой реликвии известна с VII века, и ей приписывают иерусалимское происхождение.