В 1970-х художник Сергей Симаков увлекался импрессионизмом и сюрреализмом, в 1977-м он стал членом влиятельного авангардистского объединения «Двадцать московских художников». В это же время в его творчестве появились первые христианские сюжеты: в 1975-м году он написал полотно «Голгофа», на котором изобразил снятие Иисуса с креста. Натуралистичность картины и ее композиция отсылали к западноевропейской традиции. На полотне «Поклонение пастухов» 1981 года Сергей Симаков в сюрреалистической манере изобразил событие, которое случилось после Рождества Христова.
Поклонение пастухов
Время создания
1981 год
Размер
126x150 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Симаков С. Б.
Поклонение пастухов
#2
#3
Сергей Симаков, «Голгофа», 1975 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#4
Согласно Евангелиям, Иисус родился в Вифлееме, городе на западном берегу реки Иордан — сейчас он находится на территории, о принадлежности которой спорят Израиль и Палестина. Первыми младенца посетили пастухи — их, по легенде, о рождении Христа известил ангел. Симаков интерпретировал библейский сюжет по-своему: на его картине Рождество произошло в северных заснеженных местах, Иисус появился на свет не в пещере, а в бедной деревенской хижине.
Рядом с вертепом — местом рождения Христа — видны фигуры пастухов, которые пришли поклониться Иисусу. У правого края картины изображен корабль со спущенной лестницей. На судне, будто парящем в воздухе, к Христу с дарами прибыли восточные мудрецы — волхвы. Пространство полотна наполнено образами, не характерными для иконописной традиции изображения Рождества: у переднего края перед церковью стоит святой Мартин, отрезающий часть своего теплого плаща, чтобы отдать ее нищему. Левее, ближе к углу, написан Георгий Победоносец.
Также картина наполнена и другими персонажами, которые никак не связаны с основным сюжетом. Многие герои не замечают ни Рождества, ни святых и заняты своими делами: куда-то спешат, набирают воду, скорбят у могилы. Однако в центре композиции художник изобразил сгорбившегося человека, который смотрит на стоящих у хижины пастухов. Один из них указывает на сияющую Вифлеемскую звезду.
Рядом с вертепом — местом рождения Христа — видны фигуры пастухов, которые пришли поклониться Иисусу. У правого края картины изображен корабль со спущенной лестницей. На судне, будто парящем в воздухе, к Христу с дарами прибыли восточные мудрецы — волхвы. Пространство полотна наполнено образами, не характерными для иконописной традиции изображения Рождества: у переднего края перед церковью стоит святой Мартин, отрезающий часть своего теплого плаща, чтобы отдать ее нищему. Левее, ближе к углу, написан Георгий Победоносец.
Также картина наполнена и другими персонажами, которые никак не связаны с основным сюжетом. Многие герои не замечают ни Рождества, ни святых и заняты своими делами: куда-то спешат, набирают воду, скорбят у могилы. Однако в центре композиции художник изобразил сгорбившегося человека, который смотрит на стоящих у хижины пастухов. Один из них указывает на сияющую Вифлеемскую звезду.
#11
На этой картине Сергей Симаков не впервые объединил христианские сюжеты с другими мотивами. Например, в триптихе «Утро славян» он использовал сложную систему языческих символов из славянской мифологии и дополнил их метафорическими изображениями скорых перемен: художник посвятил полотна переломному моменту, который предшествовал Крещению Руси.
#12
Сергей Симаков, «Древо жизни», левая часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#6
Сергей Симаков, «Конь Святовита», центральная часть триптиха «Утро славян», 1984-85 годы
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#7
В иконописной традиции Рождество Христово чаще всего изображали без знаков конкретного географического места. На одной из древнейших фресок с изображением этого события — в греческом монастыре Осиос Лукас — акцент сделан на божественной сущности рождения Христа, а также на образах святых.
#8
Похожей символикой наполнено «Рождество Христово» XIII века великого русского иконописца Андрея Рублева. Позже в западноевропейском искусстве сцена Рождества обросла психологическими деталями: например, в натуралистической манере она написана на картине Эль Греко.
Андрей Рублев, «Рождество Христово», 1410-е
Источник: wikipedia.org
#9
Эль Греко, «Рождество», 1612–1614 годы
Источник: wikipedia.org
#10
ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Поклонение пастухов
Время создания
1981 год
Размер
126x150 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться