Отечественный художник Сергей Симаков свои ранние сюрреалистические работы часто посвящал языческим темам. К середине 1980-х годов он создал около трехсот произведений, не считая графических листов. Среди них были десятки масштабных полотен. Триптих «Утро славян» художник написал в 1984-85 годах. Картина «Древо жизни» стала левой частью произведения.
В центре полотна изображено увитое лентами мифическое вечнозеленое древо жизни или мировое дерево — символ бесконечного обновления и непрекращающегося развития. Считается, что этот образ связывает воедино три области Вселенной: его крона высится в небесах, ствол находится на земле, а корни произрастают в подземном царстве.
За деревом петляет дорога. По холмам она выводит к поселению за частоколом, крыши домов венчают деревянные резные конские головы. За селом художник изобразил непропорционально крупную фигуру пахаря, который сидит на лошади, запряженной в плуг. Слева люди неводом ловят рыбу, над ними нависают образы небесных светил. Эту языческую идиллию нарушает образ девушки, которая сидит над обрывом, уводящим в небо.
По задумке Сергея Симакова, ее фигура олицетворяет образ славянской души, которая предчувствует наступление новой, христианской, эпохи. В глубокой задумчивости девушка даже не замечает ветра, который развевает подол платья и концы шали с яркими рисунками цветов. За ее спиной виднеется процессия во главе с мальчиком — он уводит слепых старцев от древа жизни.
В центре полотна изображено увитое лентами мифическое вечнозеленое древо жизни или мировое дерево — символ бесконечного обновления и непрекращающегося развития. Считается, что этот образ связывает воедино три области Вселенной: его крона высится в небесах, ствол находится на земле, а корни произрастают в подземном царстве.
За деревом петляет дорога. По холмам она выводит к поселению за частоколом, крыши домов венчают деревянные резные конские головы. За селом художник изобразил непропорционально крупную фигуру пахаря, который сидит на лошади, запряженной в плуг. Слева люди неводом ловят рыбу, над ними нависают образы небесных светил. Эту языческую идиллию нарушает образ девушки, которая сидит над обрывом, уводящим в небо.
По задумке Сергея Симакова, ее фигура олицетворяет образ славянской души, которая предчувствует наступление новой, христианской, эпохи. В глубокой задумчивости девушка даже не замечает ветра, который развевает подол платья и концы шали с яркими рисунками цветов. За ее спиной виднеется процессия во главе с мальчиком — он уводит слепых старцев от древа жизни.