Этот превосходный лист, лишь недавно пополнивший коллекцию Эрмитажа, впервые экспонируется на нашей выставке и никогда прежде не упоминался в литературе. Рисунок выполнен черным мелом, сангиной и белым мелом — в этой технике Йорданс, как правило, исполнял свои натурные этюды. В данном случае, однако, едва ли перед нами изображение позирующего натурщика. Наряженный в шутовской колпак, явно вовлеченный в какое-то действие острохарактерный персонаж представляет собой образ, сознательно стилизованный художником с целью включения его в качестве одного из действующих лиц в сюжетную картину. Такие выразительные типажи, готовые элементы будущих композиций, составляют в графическом наследии Йорданса отдельную обособленную группу. Сходный персонаж, глядящий на зрителя с лукавой усмешкой, как будто бы заговорщицки подмигивающий ему, присутствует на втором плане многих аллегорических и исторических картин художника, неизменно играя роль своеобразного резонера-комментатора, выражающего авторское отношение к происходящему. Возраст подобного персонажа на картинах с годами менялся. И сам он обычно имел черты большего или меньшего физиогномического сходства с автором.
Данный этюд был использован художником для создания фигуры шута в картине «Познай самого себя», исполненной около 1650 года. Очень близкий персонаж, показанный в зеркальном повороте, присутствует и в эрмитажном полотне «Пир Клеопатры», представленном на выставке.
Данный этюд был использован художником для создания фигуры шута в картине «Познай самого себя», исполненной около 1650 года. Очень близкий персонаж, показанный в зеркальном повороте, присутствует и в эрмитажном полотне «Пир Клеопатры», представленном на выставке.