В своей творческой деятельности Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов довольно часто обращался к изображению Руси эпохи правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. Неоднократные и продолжительные поездки в Углич, Ростов Великий и другие древние города России позволили накопить большой запас впечатлений и этюдов, которые он впоследствии использовал в своих работах.
Кисть Горюшкина-Сорокопудова воспевала Русь ушедшую: купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, людей — князя Игоря, взывающую со стен древнего Путивля Ярославну. Интерес Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова к бытовым, казалось бы, незначительным моментам в исторических картинах, в которых событие как таковое отсутствует, отражал его стремление к передаче неспешности жизни прошлого. Это проявилось в картине «Сцена из XVII столетия».
Переехав в 1908 году из Петербурга в Пензу, Иван Силыч посещал губернские села и города, внимательно присматривался к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: «Базарный день в старом городе», «Божий суд» и многие другие.
Сразу несколько работ получило одно название — «Сцена из XVII века». Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был очень вдохновлен тем, что он переехал именно в Пензу, город, основанный как раз в это время.
В этом произведении из коллекции музея все идет своим чередом, в отличие от «Базарного дня в старом городе», все тихое и спокойное. Художник создавал работы такого плана в 1910–1930-х годах, словно стараясь сбежать из мира современного с его ужасами в мир прошлого.
Большой акцент в живописном произведении мастер сделал на пейзаже. На переднем плане во всю ширину холста он написал уходящую вглубь улицу с синеватым снегом и проталинами. На втором плане слева художник выполнил высокий глухой деревянный забор с приоткрытой калиткой и воротами.
У стены автор разместил фигуры мужчины и женщины, приветствующих проезжающего мимо в красных санях мужчину. Справа Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов написал низкую деревянную ограду на краю спуска к другой части города, фигуры мужчин в кафтанах и женщины в зеленоватых одеждах. Мастер закончил свою работу в 1934 году.