Зимние пейзажные мотивы занимали особое место в историко-бытовой живописи Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Именно зима долгое время больше всего привлекала внимание художника. Прославление своеобразия и красоты русской природы, умение достигать порой в самых непритязательных мотивах монументальной выразительности и поэтичности — все это отличало пейзажи Ивана Горюшкина-Сорокопудова, которые он писал по натурному материалу. Своими работами мастер утверждал все то прекрасное, что есть в жизни.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов много и активно работал на пленэре. Свои наработки он впоследствии нередко вплетал в исторические картины. Почти все его сцены на тему исторического прошлого были помещены в зимние декорации. Во многих работах просматриваются наброски и этюды художника. Так, в своих дневниковых записях Иван Силыч подчеркивал, что именно зима воплощает собой сущность русского характера и культуры.
В живописном произведении «Солнце на лето — зима на мороз» пейзаж несет большую эмоциональную нагрузку. Зимнее время года преподносится художником как нечто национально-своеобразное, типичное и духовное. Художник написал виды города Пензы, наполняя их колоритным духом старины.
Будучи большим любителем XVII столетия, Горюшкин-Сорокопудов был вдохновлен пензенской историей времен основания города-крепости в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича. Иван Силыч интересовался патриархальным бытом, старинными преданиями, а также вдохновлялся элементами народной культуры. Недаром для названия этой картины он выбрал поговорку о дне зимнего солнцестояния, которая намекала на увеличение светового дня и наступление рождественских и крещенских морозов.
В работе из музейной коллекции Иван Силыч
Горюшкин-Сорокопудов решил задачу написания белого на белом. Стремясь как можно
вернее передать состояние солнечного морозного дня, он использовал темперу,
которая позволила сделать полотно более матовым. В картине «Солнце на лето —
зима на мороз» художнику удалось соединить натурные зарисовки с изысканиями в
области истории XVII столетия.