Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Река времен. И.С. Горюшкин-Сорокопудов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Базарный день в старом городе

Время создания
1910-е годы
Место создания
Российская империя, город Пенза
Размер
73x98 см
Техника
картон, гуашь, темпера; живопись
0
Открыть в приложении
#1

Художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был любителем старины, изучал древнерусскую архитектуру, коллекционировал старинные костюмы и предметы быта. Однако в своих живописных произведениях он не стремился к документально точному воспроизведению событий прошлого. Ему было важно передать представление о жизни, какой она могла быть и какой сохранялась в народной памяти. Особенно наглядно это стремление проявилось на полотне «Базарный день в старом городе».

Простой бытовой эпизод художник сделал поводом для красочного рассказа о старой провинции. У монастырских стен, раздвинутых широкой аркой, шумит базар. Поднимающееся солнце освещает действо. Торжественно возвышаются синие купола собора и массивная зеленоватая крепостная стена.

Под навесами, которые густо запорошил свежий снег, на прилавках лежит товар, у лавок толкутся люди. Справа по дороге идут молодая женщина и мужчина, у которого в руках узелок и связка кренделей. В направлении ворот идет возница с лошадью, тянущей груз на розвальнях.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов мастерски выполнил изображения женских шалей, платков, кафтанов, шуб, тулупов и шапок. Словно медный гул плывет над монастырем, отдаваясь эхом в колоколе, висящем над аркой. «Базарный день в старом городе» является типичной картиной для творчества Горюшкина-Сорокопудова.

Нужного эмоционального впечатления художник достиг даже не вырисовыванием многочисленных деталей, а передачей в первую очередь общей атмосферы события, настроения. Живописец стремился к утверждению извечных народных традиций старины. Одной из сторон творчества художника стали подобные бытовые сюжеты, в которых человек в своих действиях органично связан с природой и ее состоянием. Социально-историческая характеристика в этой ясной по замыслу композиции отступила на второй план.

В начале XX столетия многие русские художники и деятели искусств обращались к историческому прошлому. Например, в театрах столицы и Москвы с 1873 года регулярно давали оперу Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». На провинциальной сцене ее можно было увидеть в Казани в 1899-м, в Орле, Воронеже и Саратове — в 1900 году. Иван Силыч, знакомый с актерами и режиссерами Российской империи, мог посетить оперу как в Петербурге до отъезда в Пензу, так и в провинции.

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Базарный день в старом городе

Время создания
1910-е годы
Место создания
Российская империя, город Пенза
Размер
73x98 см
Техника
картон, гуашь, темпера; живопись
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Горюшкин-Сорокопудов И.С. Коллекция работ

Выступление Ленина
Выступление Ленина
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Эскиз картины «Угличское дело»
Эскиз картины «Угличское дело»
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Иллюстрация к повести А.И. Куприна «Олеся»
Иллюстрация к повести А.И. Куприна «Олеся»
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Женский портрет (К.В. Булаева)
Женский портрет (К.В. Булаева)
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Божий суд
Божий суд
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной
Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет матери жены
Портрет матери жены
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Князь Игорь
Князь Игорь
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Упавшие колокола
Упавшие колокола
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Поцелуй
Поцелуй
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Поцелуй
Поцелуй
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет Т.С. Сборщиковой-Подольской
Портрет Т.С. Сборщиковой-Подольской
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Этюд церкви
Этюд церкви
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Мечты. Скрипач
Мечты. Скрипач
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет скульптора К.А. Клодта
Портрет скульптора К.А. Клодта
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет Ф.В. Сычкова
Портрет Ф.В. Сычкова
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет К.П. Горюшкиной-Сорокопудовой
Портрет К.П. Горюшкиной-Сорокопудовой
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет сестры милосердия
Портрет сестры милосердия
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Революция
Революция
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Сцена из XVII столетия
Сцена из XVII столетия
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%