Любитель старины Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов не раз обращался к литературным сюжетам исторического толка. Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», а также «Князь серебряный» Алексея Константиновича Толстого были одними из любимых произведений живописца. Художник внимательно изучал историю и быт Древней Руси, стремясь в картинах воплотить свое понимание жизни, выдвигая красоту старинного уклада как эстетический идеал.
Одним из самых эмоциональных произведений Ивана Горюшкина-Сорокопудова из собрания Пензенской картинной галереи является полотно «Поцелуй», которое мастер завершил в 1910-е годы. Эта картина привлекает своей декоративностью, детализацией и яркостью. Известно, что Иван Силыч выполнил ряд иллюстраций к роману «Князь Серебряный». Картина «Поцелуй» тоже была навеяна этим произведением, сюжет которого полон драматизма, неожиданных поворотов и тайн каждого из героев.
Способствовало написанию картины еще и особое увлечение Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Он коллекционировал исторические костюмы, возможно, именно поэтому оказались так убедительны образы влюбленных, которые он создал. Полотно было написано в тот момент, когда художник активно путешествовал по старым русским городам. Все яркие впечатления с большим трепетом и вдохновением были воплощены в «Поцелуе».
Иван Силыч решил картину в декоративно-экспрессивном ключе, показав порывистое движение влюбленных, слившихся в пылком поцелуе. Яркими цветами выделяются одежды, освещенные лучами заходящего солнца на фоне темной зелени сада. Автор показал зрителю контраст света и цвета, динамику линий.
В широкой живописной манере кисть художника
темпераментно и уверенно очертила форму. В этой картине Иван Силыч
Горюшкин-Сорокопудов отразил поэтику русского народа, заключенную в традициях
старины. Художник попытался найти художественный эквивалент национальному
своеобразию русского быта XVII века. Им руководило желание правдиво передать
богатство чистых красок, которое было так характерно для материальной культуры
Древней Руси.