События Первой мировой войны не оставили Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова равнодушным. В первые же недели военных действий художник обратился к своему покровителю и другу, инженер-генералу Николаю Павловичу Петрову, с просьбой выхлопотать разрешение для поездки в действующую армию. Он хотел стать военным художником-корреспондентом. Однако Иван Силыч так и не попал на поля сражений, тем не менее его творчество не прошло мимо проблем, поставленных войной.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов обращался к разным аспектам войны. Он создал картину «Князь Николай Николаевич на позиции» с образом главнокомандующего, особенно его тронула тема героизма русских женщин. Так, в 1910-е годы русский живописец написал ряд произведений, посвященных этому аспекту, например «Старостиха Василиса», «Подвиг сестры милосердия», «На подвиге» и «Портрет сестры милосердия».
В период тектонических сдвигов в судьбе России художник часто работал по заказу, создавая для журналов и издательств образы современников. При этом были и спокойные сюжеты, которые отражали состояние души автора, его симпатии. Работа из коллекции музея представляет собой портрет сестры милосердия, в которой художник воплотил красоту и женственность. Это образ побеждающей силы жизни. Руки, готовые сделать всю работу, чтобы успокоить, смягчить страдания и принести покой.
На полотне мастер создал светлый образ, который нес надежду в те непростые времена. Для этого живописного произведения Горюшкину-Сорокопудову позировала его жена Клавдия Петровна, урожденная Холдина. Она была любимой моделью художника на протяжении многих лет. В ее лице воплотилось добро и сострадание.
Тема войны не оставила Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова
и впоследствии, в период с 1941 по 1945 год. В тот момент уже пожилой
художник не мог писать картины, однако старался всячески помочь фронту. Он
отправил маршалу Георгию Константиновичу Жукову часть своих вещей для помощи
фронту. В собрании картинной галереи хранится текст письма, которое получил
Горюшкин-Сорокопудов в ответ на свое доброе дело.